Петербургский "Петрохолод" повез свое мороженое в Китай

Петербургский производитель мороженого "Петрохолод" начал экспорт своей продукции в Китай. Компанию привлек огромный потенциал китайского рынка, который в 10 раз больше российского.

Лидер петербургского рынка мороженого компания "Петрохолод" начала поставлять мороженое в Китай. Как рассказал Георгий Деметрашвили, директор по развитию и маркетингу ОАО "Петрохолод", компания открыла представительство в Пекине в конце 2015 года, после того как на нее вышел с инициативой китайский партнер. Все затраты на освоение китайского рынка он взял на себя.
Лидер Петербурга
"Петрохолод" с китайским рынком работал давно, но в основном закупал и ввозил оттуда замороженные фрукты и овощи. Рыночная конъюнктура и ослабление рубля сделали русскую продукцию интересной для Китая.
Объем производства "Петрохолода" в 2015 году составил 8 тыс. т, но производственные мощности позволяют выпускать 15 тыс. т. На рынок Северо-Запада и Петербурга компания поставляет примерно 85% своей продукции, остальное продается по всей России и за рубеж. Георгий Деметрашвили точный объем поставок в Китай не уточнил, но подчеркнул, что поставки носят регулярный характер и при условии спроса компания может нарастить их в несколько раз.
Доля "Петрохолода" на рынке Северо-Запада и Петербурга в денежном выражении составляет 28,6%, по данным AC Nielsen за 2014 год. Компания со значительным отрывом опережает федеральных производителей Nestle и "Инмарко" (входит в Unilever). По данным СПАРК, оборот ОАО "Петрохолод" в 2015 году составил 1 млрд рублей, чистая прибыль — 7,9 млн рублей.
Любовь к российскому
Из-за высоких логистических расходов, а также таможенной пошлины китайской стороны в размере 19% мороженое "Петрохолода" в Китае продается в высоком ценовом сегменте. "Наше мороженое там продается дороже, чем в России, тем не менее в Китае есть обеспеченные потребители, которые готовы платить за качество", — отмечает Георгий Деметрашвили. По его словам, в сознании китайских потребителей российское мороженое воспринимается как продукт высокого качества, экологически безопасное и пользуется популярностью. "Китайцы любят российское и вообще иностранное так же сильно, как петербуржцы — финское", — пояснил он.
Кроме того, "Петрохолод" получил все необходимые разрешительные документы, хотя требования к мороженому в Китае, например, по микробиологическим показателям в 4 раза жестче, чем в России. "Китайский рынок просто необъятный, и он будет только расти", — убежден Георгий Деметрашвили.
Объем потребительского рынка Китайской народной республики (КНР), по некоторым оценкам, уступает только США и еврозоне и составляет почти $5 трлн, что почти в 10 раз превышает размеры российского рынка, подтверждает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "ФИНАМ". Ключевое преимущество местного рынка, по его словам, — его темпы роста. Даже с учетом замедления темпов роста ВВП, экономика КНР в 2016 году увеличится на 4,5-5% по отношению к 2015 году, что в несколько раз превышает темпы роста США и еврозоны и почти в 2 раза превышает темпы роста мировой экономики.
На вкус и цвет
В Китае сравнительно мало российских производителей. "Экспансию осложняет строгое регулирование местного рынка, сложная логистика и особенности местного спроса", — объясняет Нигматуллин. "Китайцы хотят продукты с очень длительным сроком годности, но при этом чтобы продукт был натуральным. Китайцы действительно готовы платить много за российские продукты, поскольку считают их более качественными и экологичными, чем китайские", — говорит Антон Купцов, директор по маркетингу КО "Любимый край". Петербургский производитель КО "Любимый край" до конца 2016 года планирует провести первые поставки овсяного печенья и пряников "Посиделкино" в адаптированном под китайский рынок дизайне.
На сегодняшний день есть целый ряд примеров отечественных производителей, которые нацелились на экспансию. Например, в 2015 году российский ретейлер АБК договорился с китайской Alibaba Group о продаже отечественных кондитерских изделий и экологически чистой еды. Холдинг "Объединенные кондитеры" планирует продвигать на китайский рынок продукцию под марками "Аленка", "Коровка" и "Вдохновение". На фоне ожидаемой в будущем стагнации российской экономики все больше производителей будут обращать внимание на КНР, ожидает Нигматуллин.