Банки стремятся нарастить портфели потребительских кредитов, несмотря на рост просрочки

Увидев восстановление рынка розничного кредитования, банки стремятся привлечь в Петербурге как можно больше клиентов. И, несмотря на рост просроченной задолженности в этом сегменте, вводят новые кредитные продукты.

На фоне восстановления объемов розничного кредитования банки стремятся нарастить свои портфели. Несмотря на то что уровень просроченной задолженности на 1 мая 2016 года по потребительским займам в Петербурге составил 7,3% против 5,9% за аналогичный период 2015 года и 4% — 2014 года (данные Центробанка), банки готовы рисковать и смягчают условия кредитования ради новых выдач. Так, за последние месяцы сразу несколько крупных игроков рынка запустили новые кредитные карты с увеличенным процентом cash back, без комиссий и с другими дополнительными бонусами.
По итогам I квартала 2016 года банки выдали в Петербурге 29,99 тыс. кредитных карт — на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом по России этот вид кредитования продемонстрировал более значительный рост — на 56,7%.

Заработать на пластике

В крупнейших банках выдачи кредитных карт продолжают расти, однако пока не догоняют показатели 2014 года. Сбербанк за 4 месяца 2016 года выдал в Петербурге 42,5 тыс. карт, увеличив объем кредитного портфеля по этому продукту на 14%, до 18,5 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В "ВТБ 24" отмечают, что всплеск спроса на кредитки пришелся на середину прошлого года. "Это связано со смещением спроса потребителей из сферы экспресс-кредитов, оформляемых в торговых точках, — комментируют в "ВТБ 24". — Но динамика роста портфеля по сравнению с 2014 годом, безусловно, снизилась, так как большинство держателей карт используют кредитные средства в рамках льготного беспроцентного периода (grace period), чтобы минимизировать свои расходы". За первые 4 месяца 2014 года объем портфеля кредитных карт "ВТБ 24" в Петербурге увеличился на 12,1%, до 7,4 млрд рублей, а за январь-апрель 2016 года — только на 2,3% и составил 8,9 млрд рублей. В начале 2016 года портфель кредиток занял третье место по размеру доли в совокупном кредитном портфеле "ВТБ 24" петербургского филиала, обогнав портфель автокредитов.
В Альфа-Банке за первые 5 месяцев в Петербурге выдали на 40% больше кредитных карт, чем за аналогичный период 2015 года.Объем выдач по итогам января-мая в Петербурге составил 860 млн рублей. "Портрет заемщика практически не изменился, скорее изменился спрос, — говорит Олег Прокаев, дивизиональный директор блока "Розничный бизнес" петербургского филиала Альфа-Банка. — Сейчас кредитка — это способ купить желаемое, не дожидаясь зарплаты".

Карта желаний

Средняя процентная ставка по кредитным картам не менялась с 2015 года и сейчас составляет 22,9-32,9%. В борьбе за клиента банки предлагают по этому продукту другие бонусы. Альфа-Банк запустил кредитную карту с cash back от средств, потраченных на АЗС партнеров размером 10% (средний размер cash back российских банков составляет 5-6%).
Райффайзенбанк привлек в партнеры крупные компании — S7 Airlines, интернет-магазин Ozon.ru и сервис "Яндекс.Такси", у которых заемщик может потратить баллы, накопленные за оплату покупок кредиткой банка. За I квартал 2016 года СЗРЦ Райффайзенбанка увеличил объем портфеля кредитных карт на 3,4%, до 2,72 млрд рублей.
Другая кредитная организация — Ситибанк пошел еще дальше: отменил комиссию за снятие наличных с кредитной карты, комиссию за обслуживание и штрафы за задержку платежа). "Среди новых заемщиков стало больше тех, кто пользуется кредитной картой, меньше используя grace period, и больше ориентированных на бонусы", — говорит Иосиф Кобиашвили, руководитель департамента по развитию бизнеса кредитных карт Ситибанка. Средняя величина лимита в банке не менялась с 2015 года и составляет 100-130 тыс. рублей.