Как прошла "Биржа стартапов" №18

Автор фото: Валентин Беликов

Майская "Биржа стартапов" от "ДП" была полностью посвящена IT. Вопреки ожиданиям, инвесторы не обратили внимания на проект, который редакция считала фаворитом гонки стартапов, и выбрали совсем другой. Два из 12 инвесторов пригласили за стол переговоров создателей мессенджера Blanc.

Традиционную ежемесячную встречу инвесторов и стартапов на площадке "Делового Петербурга" в этот раз начал Александр Барканов, совладелец FinTech молодой компании из Петербурга, продвигающей собственную CLO (card-linked offers) платформу. Бизнес-ангелы и соискатели инвестиций начали свою рабочую встречу рано утром 31 мая, выбрав в качестве площадки ресторан "Rыба". Желание выступить первым молодой человек объяснил так: через час у него начнутся переговоры с потенциальным инвестором, и он должен успеть и туда и туда.
На развитие платформы PAY2U, позволяющей ретейлу публиковать свои предложения в специальных партнерских витринах внутри банковских сайтов и мобильных приложений банков, предпринимателю требуется $300 тыс. Проект уже приносит создателям деньги: продажи стартовали в этом году, и несколько десятков первых клиентов (среди которые есть два крупных банка) PAY2U уже нашли. Для того чтобы найти партнеров, они несколько лет разрабатывали свою IT-инфраструктуру, юридическую базу для функционирования проекта и согласовывали процедуры информационной безопасности с банками.
"В отличие от традиционных кобрендинговых и коалиционных программ лояльности с участием банков, PAY2U позволяет активно коммуницировать с потенциальными покупателями, предлагая им максимально релевантные предложения, — отметил Александр Барканов. — Кроме того, ретейлер видит всю конверсионную цепочку, начиная от публикации предложения на платформе до факта оплаты покупки на кассе. Это позволяет для офлайн-магазинов реализовать подходы, принятые в интернет-торговле, когда оплата за привлечение покупателя происходит в виде комиссии с уже заработанных денег".
Бизнес-ангелы выслушали его выступление с интересом, хотя бурного обсуждения проекта не случилось. В результате в рейтинге проектов майской "Биржи" стартап занял четвертое место.

Сонное царство

Благосклонность инвесторов попыталась обратить в свою пользу создатель антиотеля "Сонатория" Юлия Клюева. Она объяснила, что занимается в Петербурге развитием специально оборудованных мест для кратковременного сна и отдыха. Одно пространство уже открылось весной этого года (в нем работает пять комнат для сонь), чтобы это произошло, предпринимательница вложила в проект около 7 млн рублей, часть из которых заработала своим предыдущим бизнесом в другом городе.
Чтобы открыть несколько подобных заведений, девушка попросила у инвесторов 15 млн рублей за 20% компании, обещая бизнес-ангелу возврат инвестиций через 3 года. Алексей Фурсов уточнил у молодой бизнесвумен оперативный убыток компании и, выяснив, что проект пока работает в минус, потерял к нему интерес.
"Где, кроме отелей, сейчас может поспать уставший человек? Кафе, кино, аэропорт — это не очень-то удобные места. Потенциально рынок к такому проекту готов, но работы, чтобы преодолеть сам собой напрашивающийся миф о "Сонатории" как о месте для свидания, нужно сделать очень много", — пояснил Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners.
"Если "Сонатория" будет развиваться как капсульные отели, которые будут открываться в больших количествах в местах скопления целевого трафика, то проект вполне может взлететь. В текущем формате это вряд ли произойдет", — резюмировал Вадим Баткин.
Еще один мессенджер
А вот мессенджер с исчезающими сообщениями Blank, анонсированный на "Бирже стартапов" создателем известной петербургской сети баров "Бюро" Петром Лобановым, смог пробудить интерес инвесторов, хоть и вызвал у них неоднозначные оценки. Если одни эксперты говорили, что проект вышел на рынок слишком поздно и никто не сможет гарантировать ему победу над толпой конкурентов, во главе которых минимум WhatsApp и Telegram, другие, наоборот, потирали руки и высказывались в том ключе, что, мол, да, конкурентов много, но посмотрите, какой интересный проект.
Мобильное приложение для общения, в котором реализован принцип устной беседы, спровоцировало оживленную дискуссию. Исчезающие после появления на экране сообщения в эпоху тотальной слежки и массовых опасений о небезопасности интернет-переписки очаровали Марию Евневич. Приложение уже набрало чуть менее десятка тысяч пользователей и даже какое-то время занимало высокие строчки в магазине приложений. Владельцы проекта обратились за инвестициями, чтобы довести количество пользователей до критической массы и начать завоевывать со своим продуктом рынок. Для этих целей им нужно 8,7 млн рублей (свои 1,3 мл рублей они уже вложили). "Мы можем развиваться и на свои, но хотим увеличить скорость этого развития", — пояснил молодой человек бизнес-ангелам свою позицию.
Миллионер Алексей Фурсов отнесся к проекту критически: "Я пользуюсь пятью мессенджерами, в том числе Snapi. Все, что делает Blank, в этой программе есть, при этом у них уже пара миллионов клиентов и очень красивые мишки, всем рекомендую. Приложению больше года, там есть функция, о которой тут говорится, что это почти ноу-хау. Поэтому ничего интересного в проекте я не нахожу".
"Добавочная стоимость проекта видна. Идея понятная, хоть и не свежая, — высказался Николай Страх. — Такой функционал реализован в других приложениях, а в некоторых есть и замещение этого функционала. Аудитория уже распределена по мессенджерам, и даже у самых популярных есть проблема монетизации. Поэтому, чтобы перейти с проектом от слов к делу, ФРИИ готов пригласить вас в свой заочный акселератор. Давайте поработаем вместе и поймем, что может может получиться у этого бизнеса с точки зрения монетизации".
«Идея интересная, — поддержал коллегу Вадим Баткин. — Но развивать мессенджер сейчас — это примерно так же, как создать новый Facebook. Есть определенное пространство для маневра, но рынок — это не голубой океан. Поэтому, чтобы вырасти серьезно, проекту нужно создать виральность. Ведь с этим стартапом проблема следующая: пока моих друзей нет в Blank, там нет и меня".
Альтернатива кошельку
Зато Вадим Баткин заинтересовался проектом "Кошелек" компании CardsMobile, чей представитель выступил на "Бирже стартапов" сразу после Петра Лобанова. Сервис для платежей с помощью смартфона, созданный за год до Apple Pay и сильно продвинувшийся с момента основания (в 2013 году) в области завоевания рынка бесконтактных платежей, показался ему привлекательным с точки зрения инвестиционной составляющей для его партнеров за рубежом.
"Приложение позволяет расплачиваться в магазинах и транспорте с помощью смартфона и агрегировать карты лояльности. У нас уже  2 млн установок на Android-устройствах и скорый запуск на iOS", — объяснила представитель проекта "Кошелек" Ксения Рабинович. Работу приложения, по ее словам, обеспечивают собственные технологические платформы, разработанные CardsMobile. А в числе партнеров — МТС и MasterCard.
Накануне этой публикации CardsMobile заполучила в инвесторы IT-холдинг "Ланит", который вложил в проект $2,5 млн и получил 28,6% доли. Между тем компания продолжает искать потенциального инвестора для следующей стадии. Так что заявленные на "Бирже стартапов" 100 млн рублей на дальнейшее масштабирование проекта еще актуальны.
"Проект "Кошелек" потенциально обладает большой капитализацией и может быть интересен венчурам. Почему я не заинтересовался этим проектом на "Бирже"? К сожалению, мы инвестируем только только в железные стартапы, а это чисто IT, но невооруженным глазом видно, что это очень привлекательный для инвестора проект", — пояснил Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners.
Крече за баранку держись, шофер
Единственным проектом, который Алексей Фурсов посчитал интересным, оказался Центр контраварийной подготовки автоинструктора Вадима Школьникова. Главным минусом проекта стала оценка стоимости строительства, которая, по подсчетам стартапера, составляет 600 млн рублей, и стоимость базовой двухдневной программы тренировки водителей, которая, на взгляд автоинструктора, должна составлять 18 тыс. рублей. " За такие деньги вы не найдете себе клиентов. Я продаю год фитнеса за эти деньги", — пояснил бизнесмен.
«Знаю по опыту: за 600 млн рублей можно построить не только центр, но гостиницу, бизнес-центр и жилой дом, — обратился к создателю стартапа советник заместителя председателя правления банка "Санкт-Петербург" Михаил Гаврилов. — Поэтому проект, во-первых, однозначно должен стоить дешевле, во-вторых, быть трехсторонним. В нем должны участвовать и бизнес, и государство, и человек. Если государство будет поддерживать эту историю и, более того, настаивать на обязательности посещения такого центра начинающими водителями, получится успешная бизнес-история. Это во многом социальный проект, поэтому инвестор вместе со своими деньгами должен подтащить и город.
Он отметил, что руководитель проекта обладает всеми компетенциями и по-хорошему заинтересован в развитии стартапа, поэтому "есть все шансы, чтобы Центр контраварийной подготовки стал успешным бизнесом". "Если бы всех обязали проходить программу, где заднюю ось автомобиля внезапно начинает заносить, потом дорога моментально увлажняется и на полосе появляется огромное препятствие, которое надо объехать на большой скорости, половина ужасных водителей, которые ездят на дорогах, просто никогда бы больше не сели в машину. И на дороге, соответственно, враз стало бы прекраснее и спокойнее. Поэтому я целиком и полностью поддерживаю эту идею", — объяснила Мария Евневич.
"Я потратил много времени на аналогичный проект, — признался "ДП" бизнес-ангел, директор по инвестициям FID GmbH, Виталий Алейников. — Стоимость проектирования должна быть выше, и совершенно правильно, что проект хочет заказывать оборудование для моделирования опасных ситуаций у немецкой компании. Она лидер на этом рынке и наработала свои технологии бесценным опытом. Так что я действительно, наоборот, считаю что у проекта заниженная оценка стоимости. Увы, он не масштабируемый. Поэтому стоит развиваться по программе "Безопасность движения Ленобласти" и работать над получением субсидирования из регионального бюджета".
Умный счетчик
Система, считающая и анализирующая клиентов ретейл-бизнеса и HoReCa, стартап "Клиентомер" потряс представителей "СОБА". У компании уже есть продажи и первые несколько десятков клиентов.
Директор по развитию СОБА Алексей Семенов даже предложил руководителю проекта встретиться, чтобы "сэкономить всем жизненное время". Основной посыл инвесторов был такой: у проекта так много конкурентов, что раскрывать технологические особенности программы в презентации, которые, по идее, и могут стать единственным конкурентным преимуществом, похоже на самоубийство. Николай Страх в своей анкете для голосования шутливо назвал представителя "Клиентомера", Алексея Которского, "королем презентации". Видимо, инвестору тоже не хватило деталей технической составляющей стартапа.
Он отметил: "Этот рынок технологически довольно зрелый, поэтому устройством для подсчета клиентов по их мобильным телефонам никого не удивишь: ни ретейлера, ни инвестора, ни IT-сферу. Мне конкурентное преимущество проекта осталось неясным: презентация была поверхностной, а нужны детали". Впрочем, были и те, кто с интересом отнесся к проекту и после выступления взял контакты представителей стартапа.
"В последнее время появляется очень много проектов, стремящихся поделить маржу ретейла: раздавать скидки которые делают ретейлеры, агрегировать программы лояльности, которые у них есть, анализировать их трафик, — отметила Мария Евневич. — Было бы большим заблуждением считать, что ретейлер не делает всего этого самостоятельно, как раз чтобы не делиться этой маржой.Особенно в текущей ситуации, когда маржинальность ретейлеров падает.
Безусловно, если подобные розничные проекты поднимают покупательскую конверсию, ретейлер этим заинтересуется. С этой точки зрения у "Клиентомера" есть все шансы пробиться на рынке. Но есть минус: определить, поднимет он ее ли нет, сейчас, когда сам проект находится на уровне стартапа, довольно сложно". Возможно, аргументом в этом случае может послужить тот факт, что создатели проекта занимаются бизнесом в IT–индустрии уже 10 лет.
После выступлений началась неофициальная часть мероприятия, позволившая инвесторам и спикерам обсудить проекты и обменяться контактами.
"Я год хожу на "Биржу" и жду, что когда-нибудь я найду человека, которому дам денег. Пока этого человека я не нашел", — подытожил для себя мероприятие Алексей Фурсов. Создатели проекта Blank, наоборот, ушли с "Биржи" довольными, предварительно обсудив детали своей презентации с представителя банка.
В этот раз в жюри были:
1. Алексей Васильевич Фурсов, президент "Евразия Холдинга"
2. Юрий Васильевич Санин, генеральный директор Русской финансовой компании
3. Мария Александровна Евневич, член совета директоров Максидома"
4. Луиза Леонидовна Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов" (СОБА)
5. Алексей Владимирович Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners
6. Николай Олегович Страх, представитель ФРИИ
7. Вадим Ильич Баткин, партнер компании Senior Advisors
8. Сергей Викторович Петренко, эксперт по инвестиционной деятельности Технопарка Санкт-Петербурга, представитель акселератора iDealMachine
9. Петр Алексеевич Киселев, заместитель директора инвестиционной дирекции БСПБ
10. Михаил Викторович Гаврилов, советник заместителя председателя правления БСПБ
11. Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
12. Виталий Алейников, бизнес-ангел, директор по инвестициям FID GmbH
Принять участие в следующей "Бирже стартапов" можно, прислав описание своего проекта, сумму необходимых инвестиций и предлагаемую за них долю в компании на startup@dp.ru