Как изменения, произошедшие с петербургским туристическим рынком, повлияли на его игроков

Автор фото: Петр Ковалев

Петербургский туристический рынок набирает обороты: въездной поток стремительно растет, меняется его структура. Участники организованного "ДП" круглого стола обсудили, как эти изменения отразились на их деятельности.

Туристический рынок Петербурга в последние 2 года претерпел серьезные изменения. Сократился выездной поток туристов — на 20–30%, зато резко увеличилось число гостей, приезжающих в Петербург из других стран и из российских регионов. По оценкам участников рынка, рост составил около 20%. Изменилась и структура потока путешественников: выросла популярность Северной столицы среди жителей Азии, Латинской Америки.
Прошлый год был признан самым удачным туристическим годом для Петербурга за последние 15 лет — город посетило около 6,5 млн туристов. Петербург занял первое место в списке туристических предпочтений россиян и восьмое — среди европейских путешественников.
Наша задача — поддерживать имидж Петербурга как открытого, доступного, культурного и безопасного города. Именно на это нацелена и комплексная программа развития туризма, которую мы сейчас разрабатываем. Она будет включать транспортную, гостиничную инфраструктуру. Возможно, эта новая программа будет включена не в сферу культуры как одна из подпрограмм, а в область экономики. Ведь сегодня туризм — это стратегическое для Петербурга направление, это вклад в экономику как региона, так и страны. Наверное, было бы целесообразно перенести эту тему в программу экономики. Рассматриваемые изменения не влияют на структуру управления туризмом. Нашим курирующим вице–губернатором является Олег Марков, который постоянно уделяет большее внимание развитию туризма и нацелен на глобальное развитие отрасли. Сейчас Петербург — один из лучших городов России по развитости туристической инфраструктуры. Но в последнее время существенно изменилась структура гостей, которые приезжают в Россию. Например, мы привыкли принимать в основном туристов из Европы и США. А сейчас идет огромный поток гостей из Азии, Латинской Америки. И мы оказались не в полной мере готовы к их приему. И с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения законодательной. Повышаются требования гостей к качеству услуг, и оказалось, что российский рынок не очень готов соответствовать международным стандартам. Сертификация гостиниц, которая сегодня является обязательной в преддверии проведения чемпионата мира по футболу 2018 года (ЧМ–2018), надеюсь, позволит нам оценить потребность города в гостиницах, проанализировать ситуацию на этом рынке. Сейчас обсуждается инициатива о том, чтобы не разрешать размещение туристов в жилом фонде. Если эта инициатива будет утверждена, мы можем столкнуться с недостатком гостиниц среднего ценового сегмента — категории две–три звезды. В последнее время в город приезжает много туристов с невысоким доходом, поэтому спрос на такие объекты растет. В связи с этим город рассматривает возможность поддержки инвесторов, готовых вкладывать деньги в строительство двух–трехзвездочных гостиниц. Очень важен также вопрос безопасности. В Петербурге существует "Служба ангелов", единый call–centre, который помогает решать эту проблему. Сейчас обсуждается вопрос о создании туристской полиции. Несколько лет назад мы поднимали эту тему, но, к сожалению, туристская полиция в Петербурге так и не появилась. Аналогичная служба создана в Москве. Правда, не совсем так, как предполагалось у нас. Но опыт столицы в этом плане можно использовать.
Нана Гвичия
исполняющая обязанности председателя комитета по развитию туризма администрации Петербурга
Сейчас спрос со стороны китайских туристов превышает предложение. "Корона" — одна из наиболее динамично развивающихся компаний на въездном туристическом рынке. В 2015 году мы привезли в Петербург 25 тыс. туристов, план на этот год — 50–55 тыс. Наша компания готова удвоить этот показатель. Но для этого нужно решить несколько проблем. Прежде всего нужно увязать развитие транспорта, гостиниц, музеев, туристических компаний. Сейчас все они живут своей жизнью. Должна быть общегородская стратегия развития туризма. Чтобы увеличить поток, нам нужны авиаперевозки. Мы готовы с завтрашнего дня взять еще два самолета в чартер и возить туристов. Мы готовы участвовать в проектах строительства новых отелей. Нам было бы интересно проработать с турфирмами разные варианты туристических программ, как для состоятельных китайских гостей, так и для более демократичной части клиентов. Еще одна проблема: в Китае туристы в системах интернет–бронирования видят одни цены на гостиницы и посещение достопримечательностей, а прилетая в Петербург, сталкиваются с совершенно другими. Нужен общий мониторинг ситуации, предложений на рынке в разное время года, в том числе и на китайском языке.
Кюри Усманов
президент ООО «Корона»
В туризме, как и в целом в экономике страны, проблемы нарастают, и впереди можно увидеть определенные сложности, связанные с экономическими, геополитическими и другими обстоятельствами. Сейчас нужно создать запас прочности, который позволит отрасли пережить эти сложности. К слову, в кризис 2008–2009 годов туристическая отрасль почти не пострадала. Это вообще закономерность: в мировой экономике тоже сфера услуг в кризис проседает намного меньше, чем другие отрасли. Сфера услуг гибкая и быстрее приспосабливается к условиям кризиса. Сегодня изменилась структура турпотока — по социально–демографическим характеристикам, по уровню дохода гостей. И, что не менее важно, изменилось поведение туристов. Петербург ждут крупные события мирового значения, которые привлекут туристов. Это, например, ЧМ–2018, на который приедут и VIP–персоны, с их высокими запросами, и огромное количество болельщиков самых разных социальных категорий. И по поведению это тоже будут специфические гости. К этому надо быть готовыми.
Валерий Гордин
профессор, заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург, заведующий лабораторией экономики культуры
Мы 18 лет занимались выездным, международным туризмом, а в этом году полноценно открыли для себя направление внутреннего туризма и приема в Петербурге. Мы как никто понимаем необходимость развития этого направления. Поработав с иностранцами и нашими соотечественниками, которые приезжают в город, мы уже столкнулись с рядом вопросов, требующих решения. Это, например, необходимость классификации отелей по международным стандартам, расширение ассортимента отелей демократичных иностранных цепочек. Иностранные туристы, увидев в Интернете знакомое название международной сети, знают, что, поселившись в этой гостинице, они получат определенный уровень соотношения качества и стоимости. Также важен контроль качества услуг и транспорта, особенно прогулочного водного. Гости города не застрахованы от возможности столкнуться с судами ненадлежащего качества.
Вероника Королева
клиент–директор ЗАО «Индивидуальный туристический сервис»
Петербургу необходимы современные решения, которые позволяли бы вывести на новый уровень качество и способ подачи информации, необходимой туристам, благодаря погружению в контекст и целевой подаче сообщений на устройства пользователей. Этой цели служат два наших проекта — LocalGuide и VidiGuide. Первый позволяет пользователям посмотреть короткий авторский ролик от гида и заказать у него в интерактивном календаре экскурсию, оплатив ее онлайн. Клиент может заранее по видеоролику оценить уровень профессионализма гида. Этот проект получил поддержку Федерального агентства по туризму. Мобильное приложение VidiGuide, ставшее в 2016 году официальным информационным партнером Русского музея, реализует идею целевой подачи информации. Эта технология ориентирована на самостоятельных туристов со смартфонами. Наша разработка позволяет клиентам во время прогулки узнавать разную информацию о том или ином объекте, достопримечательном месте, картине, скульптуре. Это особенно важно для событийного туризма и фестивалей, а также для музеев, менее известных, чем Эрмитаж, Петродворец, Русский музей. Мы можем буквально привести людей к партнерам, даже если туристы не знают об их существовании.
Александр Пинчук
генеральный директор компании VidiGuide/LocalGuide
Отечественная туристическая индустрия начала качественно меняться, изменилась и наша целевая аудитория. Преимущество российского туризма в разнообразии туристского потенциала. В Петербурге и регионах России можно эффективно развивать любой вид туризма и создавать турпродукты для любой целевой аудитории. Мы видим, как растет интерес россиян к путешествиям внутри страны. Рост внутреннего туризма и конкуренция за этот турпоток ведет к поиску и освоению новых направлений и маршрутов. Если туристу будет предлагаться все больше качественных услуг, рынок, безусловно, ускорит свое развитие. А заинтересованность администрации в развитии внутреннего туризма становится драйвером частных инициатив. Частный бизнес готов инвестировать в сферу туризма и развивать собственные проекты. Наш туристский клуб "Чувство места" — молодая компания. Начало работы офиса запланировано на сентябрь 2016 года. Компания будет осуществлять прием в Петербурге, а также предлагать туры в регионы России. Основное направление — Северный Кавказ. В перспективе — Юг Сибири и Дальний Восток. Приоритетным будет культурно–познавательный туризм, событийный, экотуризм. Мы разрабатываем конные, гастрономические, йога–туры, трекинг–маршруты в горы. Убеждена, что именно сейчас отечественный туризм получает импульс к своему дальнейшему развитию.
Юлия Валевская
учредитель и генеральный директор туристического клуба «Чувство места»
В последнее время городские власти не раз анонсировали меры дополнительной поддержки инвесторов, строящих гостиницы в Петербурге. Так, в феврале 2016 года был снижен до 1,5 млрд рублей порог инвестиций, необходимый для получения статуса стратегического инвестпроекта. Этот статус позволяет получить земельный участок без проведения торгов, но не решает вопрос с предоставлением зданий, принадлежащих Петербургу, для реализации проекта. Права на такие объекты должны будут оформляться инвестором с соблюдением конкурсных процедур. Не секрет, что наибольшим спросом пользуются отели в центре города, где нет свободных участков под застройку и требуется реконструкция городских зданий. Решение этого вопроса могло бы привлечь дополнительных инвесторов в гостиничную сферу. Механизм государственно–частного партнерства (ГЧП) также допускает реализацию проектов по созданию гостиниц и иных объектов туристической инфраструктуры. Он позволяет комплексно решать многие сложные вопросы, такие, например, как предоставление земли под застройку, передача объектов, находящихся в государственной собственности, для реконструкции, частичное финансирование создания объектов ГЧП за счет бюджетных средств. Но реализация проекта на основе ГЧП связана и с рядом сложностей. Так, законом ограничено участие на стороне частного партнера иностранных компаний, госкорпораций и государственных банков. Заключение соглашения о ГЧП связано с выполнением сложной зарегулированной процедуры. Подготовка такого проекта может занять 13–15 месяцев. То есть такая модель рассчитана на крупные проекты, предполагающие длительную подготовку.
Ольга Мищенко
руководитель практики строительства и государственно–частного партнерства Санкт–Петербургского офиса АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Мы много лет говорим о нескольких проблемах в развитии водного туризма в Санкт–Петербурге, по праву носящем название Северная Венеция. Первая из этих проблем — отсутствие инфраструктуры, позволяющей развиваться водному транспорту. Мы построили для Петербурга совершенно новый тип судов, отвечающий требованиям комфорта и безопасности. Сейчас эти суда работают на туристическом рынке по международной системе hop on — hop off: турист на 1–2 дня покупает специальный билет и свободно перемещается по рекам и каналам между основными достопримечательностями центральной части города. Проект очень востребован и перспективен. Но дальнейшее его развитие ограничено, так как количество остановок в проекте и, как следствие, комфорт туристов и его развитие лимитированы ограниченным количеством общедоступных причалов в центре города. Вторая проблема — качество флота. Со всех сторон мы слышим, что на реке в Петербурге устаревший флот. Большая часть речного флота — со времен Советского Союза. Круизный флот не строится вообще. Но, чтобы строить флот, бизнес должен понимать, за счет чего будет его окупать. Срок окупаемости нового теплохода — от 10 до 30 лет, в зависимости от типа судна и с учетом сезонности и затратности речного судоходства в Петербурге. Чтобы делать финансовые вложения в строительство флота, бизнес должен понимать перспективы, иметь гарантии стабильного поступательного развития. Дать такие гарантии может город, заключая долгосрочные договоры аренды причалов, последовательно реализуя планы развития инфраструктуры. В этом случае можно планировать свое развитие на годы вперед. Когда такой возможности нет, никто не гарантирует, что завтра компания сможет остаться работать на рынке.
Андрей Кузнецов
генеральный директор компании «Астра–Марин»
Я 16 лет занимаюсь приемом в Петербурге. В последние годы мы очень активно обмениваемся информацией с регионами, у них глаза горят, они начинают присылать группы. Это очень здорово. Но обидно смотреть, когда приходишь на международные выставки, например в Москве, где стоят огромные стенды разных стран, а у России в павильоне даже нет стенда Петербурга. В последние годы он появился. Но он так мал по сравнению с остальными, что даже обидно за город. В небольших городах туризм находится под крылом администрации. И, например, сторонние турфирмы, которые привозят автобусами группы в Псков или Великий Новгород, не могут самостоятельно проводить экскурсии для своих туристов. А у нас все кому не лень этим занимаются. Они норовят все сделать самостоятельно, не имея ни знаний, ни опыта. Квалифицированных кадров почти нет. Такие автобусы с туристами увозят из города денег больше, чем тут оставляют. Еще одна проблема — оплата гостиниц. Гостиницы разрешают оплачивать забронированные для групп номера не заранее, а по факту, в день приезда. Даже если это группы не из России, а, скажем, из Белоруссии. В то время как петербургским фирмам такой возможности не предоставляется. Мы бронируем и оплачиваем места в гостиницах более чем за месяц. Есть сложности и в работе с музеями. Их цены для наших групп выше, чем цены для частных туристов.
Елена Газина
генеральный директор ООО «ТФ Ладья»