Почему общество оказалось не готово получать деньги просто так

Автор фото: globallookpress.com

Отказ жителей Швейцарии от перспективы получать деньги, не работая, может показаться странным, но логика в нем есть. Более того, если бы подобный референдум прошел в России, результаты, вероятнее всего, не сильно бы отличались от швейцарских.

В минувшие выходные жителей Швейцарии спросили, хотят ли они получать 2,5 тыс. франков просто так, ни за что — в виде так называемого безусловного базового дохода со стороны государства. Но уникальное по своей щедрости предложение встретило не менее уникальный ответ: нет, швейцарцы так не хотят.
Предполагалось, что указанной суммы гражданам Швейцарии должно хватить на то, чтобы обеспечить себя жильем, едой, одеждой, а может, даже и какими-нибудь развлечениями. То есть безусловный базовый доход теоретически давал им возможность полностью отказаться от работы и при этом все равно получать деньги. А это, казалось бы, как раз то, о чем только и мечтает любой человек.  

В поисках подвоха

Более того, уже несколько десятилетий экономисты ломают голову над тем, как бы сократить рабочий день и рабочую неделю, но, когда речь зашла о том, чтобы вообще перестать работать и продолжить получать деньги, что-то пошло не так.
Интересно, что именно. Вариантов много. Противники концепции безусловного дохода, например, предрекают, что подобные меры приведут к краху экономики из-за слишком сильной нагрузки на нее или к наплыву мигрантов. Опасаются и того, что без поддержки государства останутся те, кто действительно в ней нуждается, ведь наличие безусловного базового дохода предполагает отмену ряда социальных льгот. Вопрос справедливости в данном случае стоит действительно остро. И здесь критиков данной идеи волнует не только вопрос, получат ли деньги именно те, кто в них больше всего нуждается, но и другое – не выйдет ли так, что часть общества, которая решит не отказываться от работы, будет тянуть на себе бесконечное множество тунеядцев, которые будут довольствоваться базовым доходом.
Пожалуй, это как раз то, что действительно могло заставить швейцарцев проголосовать против идеи безусловного базового дохода. Вот, допустим, вы твердо уверены, что отказываться от работы, даже если вам пообещают ежемесячно выплачивать ту сумму, которой, в принципе, должно хватить на минимальные нужды, вы не планируете. Но где гарантия, что другие тут же не бросят свои занятия и не повиснут на шее у государства и лично у вас? В конце концов, необходимость выплачивать большинству гарантированную сумму обойдется стране недешево, и для работающих граждан налоги, безусловно, придется повысить. Подобная несправедливость задевает настолько, что лучше уж сразу отказаться от идеи безусловного базового дохода, даже несмотря на уверения соцопросов, показывающих, что в действительности отказаться от работы при возможности получать базовый доход готовы не более 4% населения. Впрочем, сама перспектива по доброй воле лишиться работы, пусть и сохранив доход, уже могла показаться достаточно пугающей для того, чтобы навсегда отказаться от безусловного дохода.

А чем тогда заниматься?

Но это все далекая Швейцария, мало ли что там творится в голове у ее жителей. А наши соотечественники наверняка тут же бросились бы навстречу возможности получать деньги, не работая при этом. Но выясняется, что это не совсем так. Недавно служба исследований Headhunter провела опрос, посвященный трудностям россиян, находящихся в поиске работы. Он, в частности, содержал вопрос о том, возможно ли комфортное существование без работы. Удивительно, но только 2% посчитали, что работа лишь мешает, и еще 6% ответили, что работа не нужна для того, чтобы наслаждаться комфортной жизнью. В том, что 46% заявили, что без работы им просто не на что будет жить, удивительного, конечно, мало. Интересно другое: 14% сказали, что в отсутствие необходимости ходить на работу им нечем будет себя занять, еще 32% и вовсе настояли на том, что без работы они не смогут наслаждаться жизнью.
То есть в сумме еще 46% не готовы отказаться от работы по не связанным с получением дохода и необходимостью выживать причинам. Доцент СПбГУ Любовь Лебединцева ничего удивительного в этом не видит.
"Все-таки в России и в мире любая профессиональная деятельность – это не работа ради работы, не деятельность ради получения денег. Хотя это очевидно, ведь мы живем в рыночном обществе. И если говорить о профессиональной деятельности, то она в любом случае предусматривает получение дохода. Но парадокс в том, что доход не первичен, а первично то дело, которым человек занимается. В современном мире институт профессии выходит на первый план, даже по сравнению с семьей, потому что именно на работе человек устанавливает контакты и самореализуется. Получать деньги и не работать, но что тогда делать, чем заниматься? Точкой отсчета общения в социуме с начала ХХ века является профессиональная деятельность. Это способ организации современной жизни. Если у человека отобрать работу – он почувствует себя ненужным", – объясняет она.