Почему нет смысла говорить о добровольном формировании гражданами накопительной пенсии

Генеральный директор НПФ "Социальное развитие" Александра Гвозденко - о том, почему нет никакого смысла говорить о добровольном формировании гражданами накопительной пенсии.

В пенсионной системе России сочетаются накопительный и распределительный элементы. Об эффективности такой системы говорят многие эксперты, в том числе зарубежные. Накопительный и распределительный элементы подвержены рискам, которые реализуются в разных условиях и таким образом балансируют систему и делают ее более устойчивой. Однако сегодня в России идет очередная, уже привычная, реформа пенсионной системы. То, что сегодня происходит с накопительной частью пенсий, связано с проблемами ее распределительной части. У нас имеют место непомерно высокие накопленные обязательства по выплате пенсий. Здесь выходом может быть либо сокращение темпов индексации пенсий, либо увеличение пенсионного возраста.
Проблемой является и недостаточное наполнение бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) страховыми взносами. Бюджет ПФР составляет 7,5 трлн рублей, из которых 3,2 трлн — это трансфер из федерального бюджета. Проблему пенсионного возраста обостряют досрочники, которых, по подсчетам экспертов, от четверти до трети в общей численности пенсионеров, и половина из них продолжают работать после получения права на досрочную пенсию. И конечно, большая проблема — неплательщики. По данным Минтруда, за каждого пятого трудоспособного гражданина по различным причинам не уплачиваются страховые взносы.
Если смотреть глобально, дефицит в ПФР связан с демографической проблемой в стране. На пенсию выходит многочисленное послевоенное поколение, а на рабочих местах его заменяет малочисленное поколение 1990–х. Среди негативных ожиданий также снижение заработной платы в связи со сложной экономической ситуацией и, соответственно, снижение поступлений в бюджет ПФР.
Некоторые страны балансируют пенсионную систему за счет исключения из нее отдельных категорий граждан. Например, высокооплачиваемых, потому что они могут копить на старость самостоятельно. Подобные предложения звучали в СМИ в качестве позиции Минфина РФ — основываясь на модели, использованной в Новой Зеландии, сделать так, чтобы те, у кого зарплата больше 50 тыс. рублей в месяц, копили самостоятельно. В принципе пенсионный велосипед изобретен и работает во многих странах. Пытаясь изобрести его заново, мы увидим, что получились те же колеса.
Решить проблемы распределительной части пенсионной системы действительно трудно, не выходя за ее пределы. Но то, что сегодня в России накопительная часть пенсионной системы приносится в жертву ради решения проблем распределительной, можно сравнить с разборкой на органы живого и относительно работоспособного организма ради спасения умирающего. Поможет ли это — отдельный разговор. В качестве аргумента приводится неэффективность накопительного механизма, его низкая доходность. Но при этом упускается из виду, что накопительная пенсионная система строится на доверии. Мы много лет приучали граждан к мысли, что нужно повышать финансовую грамотность и делать накопления, а теперь, увидев низкую доходность этих накоплений за отдельный кризисный год, делаем вывод об их ненужности. Уже предприняты резкие шаги, накопления за 3 года были заморожены, что ударило по доверию граждан ко всей пенсионной системе. Поэтому нет никакого смысла говорить о добровольном формировании гражданами накопительной пенсии.