Один из лидеров коммуникационного рынка SPN Communications сокращает бизнес в Петербурге

Один из лидеров российского коммуникационного рынка SPN Communications, основанный петербургским предпринимателем Андреем Баранниковым, сворачивает бизнес на исторической родине. Дотационный петербургский офис уже покинуло 30% сотрудников.

Основанная Андреем Баранниковым в 1990 году в Петербурге компания SPN Communications сокращает штат петербургского офиса почти на треть. Как стало известно "ДП", к 1 июня рабочих мест в компании лишились не менее 16 человек из 55. По словам оставшихся сотрудников петербургского офиса, на этом сокращения не закончатся. Резать расходы, по признанию Андрея Баранникова, заставляет резкое сокращение объема заказов.
Петербургский офис дотационный, признается предприниматель, центр прибыли — в Москве. Головной офис в столицу предприниматель перенес в начале 2000-х в расчете на развитие бизнеса за счет привлечения крупных клиентов. Ставка оправдалась. SPN Communications обслуживает представительства иностранных фирм, крупные федеральные холдинги, органы исполнительной власти, крупные банки — LG, Procter and Gamble, Bridgestone, Росбанк, Федеральное медико-биологическое агентство, Министерство культуры, Минпромторг, Оргкомитет-2018, Олимпийский комитет России.
Федеральные структуры обеспечивают значительный доход — 40% от общего оборота SPN Communications, который по итогам 2015 года превысил 1 млрд рублей против 995 млн рублей годом ранее. Доходы по Петербургу не раскрываются. Компания, принадлежащая в равных долях Андрею Баранникову и Надежде Рымаревой, занимает 72-е место из 250 в международном рейтинге лучших коммуникационных компаний по версии The Holmes Report — 2016 и третье место в российском списке (на первом месте агентство "Михайлов и партнеры" с оборотом $27,8 млн, или 1,7 млрд рублей в пересчете по среднему курсу за 2015 год — 60,96 рублей за $1). SPN представлено офисами в Москве, Петербурге, есть отделения в Киеве и Алматы. В киевском офисе персонал сократили еще в 2015 году. В Москве, по словам Баранникова, сокращений не предвидится.
Сокращениям петербургского офиса предшествовал скандал с организацией по заказу Министерства культуры Санкт-Петербургского международного культурного форума (возникли серьезные проблемы с регистрацией участников мероприятия). Так совпало, что после этого директор петербургского офиса Татьяна Меркулова, отдавшая SPN 15 лет, ушла из компании.
По словам гендиректора BCA Marketing Ники Мешановой, основная проблема рынка сегодня — сокращение бюджетов клиентов: "Специфика кризиса заключается в том, что работы меньше не становится, становится меньше денег. Все хотят в рамках меньшего бюджета тот же или даже больший объем услуг. Поэтому прибыльность значительно уменьшается, а проекты как были, так и есть. При этом экономика у нас становится все более централизованной. В Петербурге рынок, действительно, прискорбно узкий. В основном все центральные офисы в России, будь то российские компании или иностранные представительства, держатся в Москве: там расположены отделы маркетинга, оттуда идет заказ на коммуникационные услуги".
По данным Северо-Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России, только рынок BTL (непрямая реклама, стимулирование сбыта, мерчандайзинг, прямые почтовые рассылки, организация выставок и т. п.) в Петербурге уменьшился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 20%, до 2 млрд рублей. А рынок прямой рекламы (ATL) упал на 24%, до 9,4 млрд рублей.
Конкуренты SPN планируют извлечь из сложившейся ситуации двойную пользу. В частности, переманить клиентов и заполучить ценных специалистов. На петербургском рынке не хватает достойных кадров. "Здесь работать никто не хочет", — жалуется представитель агентства MediaLink. У компании несколько вакансий в сфере event (организация мероприятий), которые не получается закрыть уже долгое время. По мнению Ники Мешановой, в нынешних условиях оптимизация штата — правильное решение. "Компания SPN имеет достаточно крупный по меркам города питерский офис, большая часть которого работает на обслуживание федеральных московских клиентов", — поясняет Мешанова.
Так, например, по заказу Олимпийского комитета оба офиса работают над созданием Дома болельщика на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. То, что российских спортсменов из-за допингового скандала могут не пустить на Олимпиаду-2016, собственников компании не пугает. "У нас диверсифицирован портфель заказов. Самый большой клиент составляет максимум 15% от оборота, поэтому большой клиентский портфель страхует от такого рода ситуаций. Ну и потом, я в такое развитие событий в принципе не верю", — уверен Баранников. Однако он не исключает, что в рамках оптимизации петербургский офис переедет из престижного офиса на восьмом этаже бизнес-центра "Авеню" (А-класс) за 870 тыс. рублей в месяц в помещение попроще, без роскошного вида на Неву.
Наталья Пилатова, директор Северо-Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России, тоже связывает сокращение питерского офиса SPN с тем, что деньги остались только в Москве. "Заказы сокращаются у всех. И сокращения у многих происходят. Такая тенденция есть. Но после 2008 года игроки рынка уже проще к этому относятся. Они уже знают, где можно ужаться, где сэкономить. Это может быть и сокращение кадров, и экономия на корпоративах. Экономят на мероприятиях для партнеров: если раньше столы ломились, то сейчас все скромнее. Выживает сильнейший, а слабейшие рынку и не нужны", — оптимистична Наталья Пилатова.
И.о. директора петербургского офиса "Михайлов и Партнеры" Элина Безумова выделяет на сегодняшнем рынке два основных тренда: во-первых, меняется не столько объем спроса (например, за последний год число входящих звонков даже выросло), сколько его структура. "Более востребованными становятся кризисные коммуникации, консультирование в условиях меняющегося рынка, кампании по противодействию недобросовестной конкуренции и т. д.", — говорит эксперт. Во-вторых, по ее словам, меняется подход клиентов к работе с агентством. Если раньше заказчики пытались оценивать эффективность агентств (например, рост числа упоминаний компании в СМИ), то теперь все больше клиентов действуют по принципу целеполагания. "Например, компания хочет увеличить долю на падающем рынке, и к нам обращаются с тем, чтобы мы выстроили коммуникационную стратегию, направленную на решение этой задачи", — поясняет специалист.