ГК "СКАУТ" удается расти на рынке мониторинга автотранспорта

Автор фото: Валентин Беликов

ГК "СКАУТ" удается расти на рынке мониторинга автотранспорта, который пострадал от кризиса сильнее других.

Участник конкурса "Gazelle Бизнеса" ГК "СКАУТ" за 2015 год нарастила число клиентов на 20%, несмотря на сложные для отрасли времена. Кроме коснувшихся всего российского бизнеса экономических проблем грузоперевозчикам пришлось пережить тахографы и "Платон", и в итоге многие из них решили отказаться от всех необязательных трат, а иные и вовсе ушли с рынка.
Тем не менее компании "СКАУТ" удается расти — за 2015 год ее выручка увеличилась с 244 млн до 270 млн рублей, число сотрудников — со 150 до 170.

Расти все труднее

Юрий Висневский, коммерческий директор группы компаний, признает, что рынок уже не первый год насыщен необходимым оборудованием и ПО. "Поэтому все большую роль играет проектная работа, например создание индивидуальных решений для конкретных клиентов", — отмечает он. То есть для того, чтобы расти, компании на этом рынке нужно постоянно разрабатывать и совершенствовать новые IT–решения, которые при этом должны интегрироваться с другими программами, а также суметь объяснить клиентам, как за счет этого можно сэкономить в будущем.
В 2015 году компания запустила системы "Контроль топливозаправщиков" (для пресечения воровства топлива) и "Поиск при угоне". Кроме того, фирма начала сотрудничать с университетом ИТМО — в рамках курсов повышения квалификации в компании проходят практику студенты. Уже сейчас штат СКАУТ нередко пополняется именно за счет практикантов. Бизнес–климат, считают в компании, стал более жестким, количество клиентов, готовых вкладываться в инновационные решения, сокращается.
"Как следствие, растет конкуренция среди поставщиков таких решений — доходит до злостного демпинга. Усилилось давление регулирующих и налоговых органов, теперь приходится тратить больше времени и ресурсов на всевозможную отчетность. Это отвлекает ресурсы от основной деятельности, от работы с клиентами и в целом влияет на эмоциональную стабильность внутри компании", — отмечают специалисты СКАУТ.
Тем не менее в планах компании на 2016 год — в первую очередь продолжить рост и достичь по итогам года выручки 310 млн рублей. Идет и подготовка к участию в проекте "ЭРА–ГЛОНАСС", также предстоит очередной виток обязательного оснащения автотранспорта тахографами.

Опасность скачков

Объем российского рынка мониторинга транспорта — более 10 млрд рублей. Среди его участников компании Gurtam, "Техноком", Omnicomm и др. В последние годы рынок переживает сложные времена, дело в проблемах самих перевозчиков. Сергей Юшкевич, гендиректор компании "БСА–Транс", рассказывает, что спрос на навигационное оборудование со стороны логистических компаний есть. Однако такие системы — это серьезные расходы (в среднем от 15 тыс. до 100 тыс. рублей на единицу техники), которые надо окупать. В связи с этим спрос концентрируется только в областях, связанных с перевозкой дорогих, опасных и скоропортящихся грузов. "Стоит отметить, что внедрение системы "Платон" также несколько снизило необходимость в дополнительном оборудовании. Сама система частично имеет функционал устройства слежения за автомобилем", — заключает он.
В самой компании отмечают, что в 2015 году главными угрозами бизнеса стали непредсказуемые скачки курсов валют: часть комплектующих для систем мониторинга закупают за рубежом. Другой фактор риска — законодательные инициативы государства. "Уже не первый год нашим клиентам вменяется в обязанность оснащать транспорт тем или иным оборудованием. Мы, как производитель, тратим средства и усилия на разработку таких устройств. А в итоге все государство либо отменяет эти требования, либо не следит за их выполнением, и наши усилия оказываются напрасными", — сетуют в компании.