Холдинг Kesko выставил на продажу продовольственные гипермаркеты "К–Руока"

Автор фото: пресс-служба К-Руока
Супермаркет "К-Руока"

Финский холдинг Kesko выставил на продажу еще один российский актив — продовольственные гипермаркеты "К–Руока". Но, как и сеть InterSport, покупателей он пока не заинтересовал.

Как сообщили "ДП" сразу два петербургских ретейлера, финский холдинг Kesko ищет покупателя на ООО "Кеско Фуд Россия", которое управляет сетью из девяти продовольственных гипермаркетов "К–Руока", общая площадь которых составляет 41,3 тыс. м2. Все помещения находятся в собственности компании.

Соседи не нужны

Основная причина продажи — неэффективность сети. По словам бывшего топ–менеджера "К–Руоки", из девяти магазинов сети только два показывают рост сопоставимой выручки, остальные несут убыток.
По оценке " ИнфоЛайн ", оборот сети "К–Руока" в 2015 году вырос на 35%, до 5,9 млрд рублей, но основная причина роста — открытие четырех новых гипермаркетов.
О том, что российский продуктовый актив холдинга Kesko выставлен на продажу, знает и глава FPB Investment Bank Николай Габышев. По его оценке, при фактическом обороте розничной сети в 2015 году 5,9 млрд рублей без НДС и исходя из мультипликатора по последним сделкам в отрасли в диапазоне 0,2–0,25 от оборота, стоимость "К–Руоки" может составлять от 1,2 млрд до 1,5 млрд рублей за операционный бизнес, без учета недвижимости и до вычета долга, если он будет у компании на дату сделки.
Оценка Михаила Бурмистрова, гендиректора "INFOLine–Аналитика", более позитивная: "Стоимость операционного бизнеса сети и недвижимости — примерно 6 млрд рублей". По его мнению, актив привлекателен для любых владельцев гипермаркетов, но для "О’Кея", "Ленты" и "Карусели" может быть неинтересной покупка магазинов, которые расположены рядом с их собственными объектами. "У "К–Руоки" такое месторасположение, что только склады в тех местах открывать можно, а никому столько складов в одном городе не надо", — сообщил владелец одной из петербургских сетей, отметив, что вряд ли этот актив кто–то сегодня готов купить.
В официальном ответе корпорации Kesko говорится о том, что развитие торговли продовольственными товарами в России происходит в соответствии со стратегией компании и при исследовании стратегии рассматриваются все возможные альтернативы. В качестве одной из альтернатив, представители Kesko в России также изучили возможность продажи продовольственного бизнеса, но это изучение не привело к переговорам.

Вернуть всё

Переговоры о покупке финского актива вел и краснодарский "Магнит", в портфеле которого есть и формат гипермаркета, а также петербургский "Интерторг", который открывает супермаркеты под брендом Spar. "Около месяца назад представители "Магнита" ездили по всем гипермаркетам "К–Руока", видимо, оценивали их привлекательность", — рассказал один из топ–менеджеров финской сети, однако чем закончились переговоры, он не знает. Другой петербургский ретейлер сообщил, что с ТД "Интерторг" стороны не сошлись в цене: "Финны хотят вернуть все, что вложили за последние 4 года, а эта сумма выше рыночной стоимости сети". Однако в "Интерторге" опровергли информацию о переговорах.

Неприбыльные соседи

На российском рынке концерн Kesko присутствует с 2006 года и до создания "К–Руоки" управлял только сетью товаров для дома и ремонта "К–Раута" и магазинами спорттоваров InterSport. Первый гипермаркет под брендом "К–Руока" Kesko открыл в декабре 2012 года на Планерной ул. в Петербурге. К 2017 году компания планировала нарастить товарооборот сети "К–Руока" до 500 млн евро. Однако в прошлом году из–за кризиса в России концерн столкнулся с падением спроса. В своей отчетности за 2015 год концерн Kesko сообщил о решении прекратить торговлю спортивными товарами в нашей стране "из–за низких продаж и неприбыльности" этого направления. Однако до сих пор компания не нашла покупателя на сеть InterSport.
"К–Руока" не первая финская сеть, которая обожглась на российском рынке. Сразу после кризиса 2008 года финская Tradeka продала в 2009 году свою российскую дочку "Ренлунд", которая управляла сетью магазинов "Супер Сива", и спустя несколько лет компания обанкротилась. А вот в "Призме", напротив, от развития в России не отказываются и сохраняют планы по открытию 25–30 магазинов, несмотря на текущее падение спроса.