Почему России пора рубить финансовое окно в Европу и Азию

Генеральный директор НПАО "Российско–Европейский инвестиционный консорциум" Павел Геннель - о том, почему России нужно рубить "финансовое окно в Европу".

На прошлой неделе Россия после долгого перерыва начала размещение еврооблигаций. Спрос, оказавшийся почти в 2,5 раза выше предложенного объема бумаг, удивил лишь людей, далеких от финансового рынка. На рынке же всем известно, что благодаря высокой доходности (от 4,75% годовых по данному выпуску до 9% по краткосрочным облигациям) спрос на российские заимствования на рынках Европы, Азии и даже США сегодня очень высок, но санкции вкупе с сопротивлением крупнейших финансовых институтов не позволяют довести эти заимствования до инвесторов. В итоге Россия разместила новый выпуск суверенных десятилетних евробондов на $1,75 млрд. При этом около 75% выкупили иностранные инвесторы.
Любой финансист скажет, что в такой ситуации нужно рубить "финансовое окно в Европу" — создавать инфраструктуру, позволяющую организовать размещение российских долгов. Неясным остается разве что ответ на вопрос, почему этого не было сделано раньше. Сейчас самое время развивать достигнутый успех — вслед за возвращением на западный долговой рынок вернуться и к идее создания в Москве Мирового финансового центра, чья цель — обеспечить прямой доступ зарубежных инвесторов к российскому фондовому рынку мимо крупнейших западных банков и площадок. Делать это нужно быстро, пока спрос на российские бумаги велик, а их доходность столь высока, что инвестфондам становится откровенно наплевать на политику.
Большинство зарубежных инвесторов спокойно воспринимают и политические риски, и общее состояние российской экономики, а суровые макроэкономические показатели относят к болезненному процессу ее перестройки. Наши партнеры в Европе, Китае и арабских странах открыто говорят, что внешнеполитический статус–кво в отношениях России и Запада практически достигнут, а слабый рубль и медленно растущая нефть делают нашу страну привлекательной площадкой для инвестиций.
Однако, прорвав финансовую блокаду, необходимо решать третью вечную проблему России — улучшать инвестиционный климат. В первую очередь в части все тех же рисков для иностранных инвесторов. Например, создавая специальные режимы, предусматривающие контроль и подсудность иностранных инвесторов федеральным структурам. И этому нас, скорее всего, научат китайцы.
Недавно меня спросили: чем китайские и азиатские инвестиции отличаются от американских и европейских? Помимо известной жесткости и долгосрочного планирования главным отличием является то, что западные инвесторы просто скупают долги, а восточные — требуют активного участия в управлении, причем во взаимодействии с государством. Именно вокруг этого сегодня чаще всего буксуют переговоры с китайской стороной, но все уже понимают, что денег просто так нам не дадут, а компромисс, скорее всего, будет найден. Причем он окажется полезен России, став первым опытом сотрудничества со стратегическим инвестором, обладающим богатым опытом развития частно–государственной экономики.