В космической гонке Россия оказалась в отстающих

Космическая гонка продолжается; но Россия в ней пока безнадежно отстает, констатируют в правительстве. Нужно собраться — чтобы, по традиции, поучаствовать в разделе зон влияния в космосе. Главное, чтобы не оказалось, что Земля сама уже давно приписана к чьей-нибудь зоне влияния.

Космические программы в последнее время снова вернулись в статус реально и с большим интересом обсуждаемых вещей. Правительства крупных стран делают шаги, позволяющие некоторым даже говорить о начале новой космической гонки. В России, например, пусть не без трудностей, но построили новый космодром; и даже запустили с него, пусть не с первой попытки, ракету, которая доставила в космос пусть и какие-то сразу вышедшие из-под контроля, но спутники. Американцы планируют осваивать добычу ископаемых на астероидах. И все готовятся к созданию лунных баз.
Но освоение космоса, так уж получается, автоматически связывается с тихой паникой по поводу его милитаризации. Это, впрочем, понятно: самым страшным кошмаром любого президента любой страны является некий  мощный снаряд, гипотетически способный прилететь сверху, из космоса, и делающий весь ядерный арсенал бессмысленной грудой железа.
И политики, надо сказать, дают пищу для подозрений. Президент США Барак Обама, например, направил в обе палаты американского парламента некий доклад о стратегии сдерживания в космосе. О нем, собственно, известно немного: буквально несколько строчек в кратком сообщении Белого дома гласят, что такой доклад есть, и он направлен на то, чтобы риски США и их союзников в космосе уменьшить, а права, возможности и свободу действий — защитить. Приложение к докладу описывает политику по сдерживанию в космосе неприятеля.
Было бы странно, если бы военно-космические программы не существовали. Вполне доступна, например, доктрина космических операций, написанная 3 года назад генералом Кертисом Скапаротти, недавно назначенным главкомом войск НАТО в Европе. Многостраничный документ вкратце сводится примерно к тем же тезисам, то есть к необходимости обеспечить США свободой действий и защитой в космосе. Правда, космические операции сводятся к задачам разведки, обнаружения запусков ракет, планирования и координации войсковых операций — о размещении ракет на орбите речи все-таки не идет. Но в документе настойчиво проводится мысль о том, что помехи в работе космических сил со стороны противника недопустимы и должны быть пресечены любыми способами, и делаются подозрительные намеки на то, что космические силы применяются в боевых операциях "в космосе, посредством космоса и из космоса", чтобы влиять на ход и исход конфликтов посредством удержания наземных целей под угрозой.
Наверняка подобные доктрины есть и в России. Но наши возможности существенно меньше. На это как раз посетовал вице-премьер Дмитрий Рогозин, заявивший, что догнать США в космосе не получится. "Мы сегодня в космической отрасли отстаем от американцев в 9 раз, — пессимистично сказал он. — А все наши амбициозные проекты говорят о том, что мы должны повысить производительность в полтора раза. Ну, повысим в полтора раза, но все равно их не догоним никогда".
Пессимизм, видимо, передается в правительстве от одного министра к другому, и Дмитрий Рогозин предался печальным размышлениям вслед за Дмитрием Медведевым. Не таких слов мы ждали от человека, ответственного за военно-космическое развитие! Еще недавно он был тверд и издевательски советовал американцам отправлять астронавтов на МКС посредством батутов.
Впрочем, это на пенсии денег, может быть, нет. А на космические пушки найдутся. Это, конечно, дорого, но что может быть важнее безопасности перед лицом возможной угрозы из космоса. С другой стороны, будет обидно потратить кучу денег на создание противокосмических зениток, если окажется, что никакого орбитального оружия противник так и не создал. Что-то подобное было лет 30 назад с рейгановской программой "звездных войн".
Так или иначе, а Владимир Путин запаздывает с идеями создания новых систем коллективной безопасности на планете. Делить сферы влияния пора уже в космосе, заранее. Бесконечность вселенной, безусловно, осложняет задачу, но делить звездные системы и галактики на новой Ялтинской конференции может оказаться весьма увлекательным занятием.
Тут, правда, возникает один вопрос, ответ на который не может пока дать никто. А что, если Земля давно уже находится в зоне влияния какой-нибудь инопланетной цивилизации? Что нам тогда делать со всеми своими планами сдерживания?