Что представители Минфина, ЦБ и Московской биржи имеют в виду под "бондизацией"

Автор фото: www.globallookpress.com

Редактор "ДП" Александр Пирожков о том, что представители Минфина, ЦБ и Московской биржи имеют в виду под термином "бондизация".

В финансовых кругах уже не первый год набирает популярность термин "бондизация". Так представители Минфина, Центробанка и Московской биржи называют комплекс мероприятий по развитию рынка облигаций. Поначалу, применяя этот термин, они иногда извинялись за употребление сленга, но теперь произносят его как само собой разумеющееся. В английском языке словом bond называют облигацию. Бондизация является одним из стратегических направлений деятельности финансовых властей, рассказала на прошедшей недавно в Петербурге ежегодной конференции Investfunds Forum Елена Чайковская, директор департамента развития финансовых рынков Банка России.
Рынок облигаций в нашей стране, если судить по объемам размещенных выпусков, и так неплохо развит. По данным информационного агентства Cbonds, на 31 мая 2016 года объем находящихся в обращении государственных облигаций превышал 5,2 трлн рублей, а корпоративных — 8,3 трлн. Однако проблема в том, что среди эмитентов корпоративных бондов преобладают банки. И на противоположной стороне, то есть среди покупателей облигаций, также в основном стоят банковские деньги.
Так что главная задача бондизации — подтолкнуть навстречу друг другу компании, нуждающиеся в деньгах инвесторов, и самих этих инвесторов, прежде всего физических лиц, хранящих на банковских депозитах, по данным Банка России, 23 трлн рублей. В идеале было бы хорошо, чтобы население покупало не только облигации, но и акции отечественных компаний, потому что размещение акций позволяет эмитентам привлечь самый долгосрочный, практически вечный, капитал. Но акции за последние годы неоднократно и весьма резко дешевели, доверие граждан к ним в значительной степени подорвано. "На рынок акций в ближайшие 3 года мы активно не замахиваемся", — призналась Елена Чайковская.
Развивать рынок облигаций планируется с двух направлений. С одной стороны, компаниям–эмитентам уже упростили выход на долговой рынок, позволив вместо отдельных выпусков регистрировать целые программы облигационных заимствований, а затем в течение срока действия этих программ размещать несколько выпусков по облегченной процедуре. Появились биржевые облигации, позволяющие еще больше ускорить выход эмитентов на долговой рынок. На очереди — коммерческие бумаги и другие новации, которые позволят компаниям брать в долг еще проще и быстрее.
С другой стороны, рынок облигаций делается все более выгодным для инвесторов. Благодаря появлению индивидуальных инвестиционных счетов физлица могут получить налоговый вычет на сумму до 400 тыс. рублей в год, добавив, таким образом, к доходности вложений в облигации еще 13%. Готовится норма об освобождении от НДФЛ купонного дохода по корпоративным облигациям (по государственным купон и сейчас не облагается налогом). Тем не менее в ЦБ, по словам Елены Чайковской, осознают, что массовый интерес граждан к вложениям в облигации возникнет только тогда, когда доходность облигаций будет превосходить банковские депозиты на 4–5% годовых при сопоставимом риске. Пока это не так. Но ставки по банковским вкладам второй год снижаются, и можно ожидать, что скоро слово "бонд" в массовом сознании будет связано не с кинематографическим британским шпионом, а с инструментом для сохранения и приумножения сбережений.