В Петербурге открылся XXIV фестиваль "Звезды белых ночей"

Автор фото: Мариинский театр

Журналист Ольга Комок — о XXIV фестивале "Звезды белых ночей".

Вчера открылся XXIV фестиваль "Звезды белых ночей". Открылся сразу на трех площадках Мариинского театра. Главных линий у фестиваля, кстати, можно обнаружить тоже три. Первая — объем. 160 с лишним событий, концерты–спектакли не только в старом и новом театре и концертном зале, но и в камерных залах Прокофьева и Щедрина в Мариинке–2, начинаться они могут в самые неожиданные часы — 14:00, 17:00, 21:00 — посещение "Звезд" в этом сезоне следует считать тестом на внимательность.
Вторая линия фестиваля — монографическая. Прокофьев ради 125–летия со дня рождения будет звучать так же много, как уже привычный фаворит Мариинского театра Родион Щедрин. Юбилейная страда увенчается (но не закончится) 17 июня. В 21:00 на Дворцовой площади Валерий Гергиев продирижирует кантатой "Александр Невский" и ораторией "Иван Грозный" из музыки Прокофьева к эпическим фильмам Эйзенштейна. Масштаб концерта "для всех" под стать размаху партитур: в умелых руках Гергиева образ веселого и тонкого авангардиста окончательно обретет чеканные черты композитора–государственника.
Правда, с Прокофьевым не обойдется без курьезов. Его симфоническую сказку для детей "Петя и волк" намерены исполнять трижды. 1 июня в роли чтеца выступит брутальный, но все же артист Михаил Пореченков. 26 июня — изысканный ректор Вагановской академии Николай Цискаридзе. А 29 июня под управлением Юрия Башмета должен был бы читать футболист Артем Дзюба. Клуб "Зенит" уже опроверг возможность появления своего центрфорварда (и нападающего российской сборной) на музыкальной сцене, и теперь сайт театра утверждает, что имя чтеца будет объявлено позднее. Тем интересней: следить за афишей фестиваля и делать ставки могут не только меломаны, но и футбольные фанаты.
Третья тема "Звезд белых ночей" — собственно звезды. Из тех, что сияют давно и надежно, будут, как говорится, все свои. Прямо сегодня Анна Нетребко украшает общедоступный концерт ко Дню города, а Пласидо Доминго выступает в заглавной партии оперы Верди "Симон Бокканегра". Обоих еще можно будет лицезреть на фестивале. 29 июня Пласидо Доминго продирижирует "Травиатой" с прекрасной Ольгой Перетятько в главной роли. А госпожа Нетребко выступит не только в сборном концерте (6 июня), но и в "Лоэнгрине" (4 июня): традиционный путь сопрано от моцартовской легкости к вагнеровской мощи Анна Нетребко совершает с неподдельным вокальным достоинством, во всяком случае так утверждают очевидцы ее майского дебюта в партии Эльзы в дрезденской опере.
Будут и Ольга Бородина (18 и 20 июня, 8 июля), и Мария Гулегина (8 и 12 июня), и Феруччо Фурланетто (2, 3 и 8 июля) — все старые добрые знакомцы. 13 июня Чечилия Бартоли приедет с оркестром Barocchisti и программой "Из Венеции в Санкт–Петербург". Здесь ей активно помогали с партитурами итальянских композиторов, работавших при российском дворе в XVIII веке, которые легли в основу славного диска "Санкт–Петербург", — не грех и отблагодарить концертным исполнением раритетной программы.
Балетные дивы Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина, конечно, тоже будут. Причем Вишнева явится в классическом репертуаре, от которого вроде как отказывалась несколько лет назад, выступит в "Баядерке" (7 и 10 июня) и "Жизели" (11 и 13 июля). График Ульяны Лопаткиной более разнообразен: она не только даст творческий вечер 3 июля, но и станцует в балетах Баланчина "Сон в летнюю ночь" (29 мая) и "Драгоценности" (23 июня), одноактовках Михаила Фокина (22 июня), а также в заглавной партии "Анны Карениной" (27 июня) Щедрина–Ратманского, которую на премьере в 2010–м танцевала Вишнева.
Отряд солистов на нынешних "Звездах" представителен и за некоторым исключением хорошо знаком петербуржцам. Приглашенные оркестры — Армянская филармония, Китайская филармония, Будапештский фестивальный оркестр и даже камерный оркестр Мюнхенской филармонии — вызывают в лучшем случае сдержанное любопытство.
Но вот кому на нынешних "Звездах белых ночей" не повезло совсем, так это премьерам. Открылся фестиваль (фальстартом, 25 мая) полотном Сен–Санса "Самсон и Далила" в постановке Яниса Коккоса. Греческий режиссер–художник уже дважды отличился в Мариинском театре: его "Дон Кихот" и "Троянцы" успокаивали хозяев супертехнологичной Мариинки–2 живостью сценографии, но отнюдь не поражали публику свежестью режиссерских решений. 28 мая и 2 июня нужно проверить, оживут ли в его руках наконец мизансцены и не появятся ли в новой постановке какие–нибудь посылы, отсылы и метатексты, без которых нынче и оперный спектакль не спектакль.
Любителям современного балета на фестивале придется туго. Мариинский театр усердно растит собственных хореографов из собственных танцовщиков: вот и две премьеры фестиваля поручены своим. 4 июля Максим Петров покажет "Русскую увертюру" Прокофьева, Антон Пимонов — его же "Скрипичный концерт № 2". Не беда, что предыдущие работы молодых авторов не снискали успеха ни у публики, ни у профессионального сообщества, все никак не решающегося выдавать им какие бы то ни было призы и награды. Попытка не пытка, даже если она далеко не первая: так, видимо, считают в Мариинке.
Закроются "Звезды" исключительно загадочной премьерой. 24 июля не названные пока солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра представят оперу Леонида Клиничева "Казаки" по повести Льва Толстого. Это далеко не первый опус композитора из Ростова–на–Дону для академии (и в программе нынешних "Звезд"), да и в донских казаках господин Клиничев знает толк: десятилетиями собирал и обрабатывал их творчество для оперы "Цыган" и балета "Тихий Дон", который в советские времена шел в МАЛЕГОТе. Однако едва ли глубокое погружение в казачий быт и песни могут объяснить горячую любовь Мариинского театра к преподавателю Ростовской консерватории, который с гордостью цитирует вопрос про самого себя: "В каком веке писал этот композитор?"
И лишь одна "Звездная" премьера, которая состоится 6 и 9 июля, не вызывает вопросов и сомнений. Оперу недооцененного, если не забытого советского композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга "Идиот" по Достоевскому впервые целиком исполнили только в 2013 году в Мангейме. Тогда за постановку, вызвавшую горячий отклик и шлейф профессионального интереса к творчеству Вайнберга, отвечал Томас Зандерлинг. Он же инициировал спектакль в Мариинке, он же будет дирижировать. Беглец из Варшавы, ученик Шостаковича, чудом избежавший ГУЛАГа, Вайнберг писал по большей части "в стол", и опера по Достоевскому, законченная в 1986 году, не стала исключением. Сокращенные версии "Идиота" шли в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского и на сцене Учебного театра ГИТИСа. Спектакль Алексея Степанюка станет первым полноформатным сценическим воплощением четырехчасового полотна, которое до сих пор слышали только в Европе. И это событие, возможно, станет главной сенсацией XXIV фестиваля "Звезды белых ночей".