Речной яхт-клуб на Петровской косе превратят в общественное пространство

Из яхт-клуба на Петровской косе собираются сделать общественное пространство. Проект реновации по заказу яхтсменов разработало архитектурное бюро "Хвоя". Планы "Экохолдинга" построить там апарт-отель за 3 млрд рублей, похоже, провалились.

Архитектурное бюро "Хвоя" и архитектурная студия Ивана Кожина презентовали концепцию реновации и развития территории Речного яхт-клуба, расположенного на Петровской косе. По ней, территорию клуба предлагается превратить в общественное пространство. Работы по проекту разделены на десяток этапов, на каждый из которых отводится по 1-2 года со сроком окончания работ в 2025 году.
Первый этап со сроком реализации 2,5 года спланирован максимально подробно. Он предполагает быстрые преобразования без капитального строительства. На территории появится парковка на 160 автомобилей. Зимой ее будут использовать для яхт. После реконструкции причала число стояночных мест там увеличится с 300 до 460.
Помимо служебных проездов, вся территория клуба становится пешеходной. По центру Петровской косы архитекторы предлагают расположить крытую галерею длинной 250 м. По их словам, центральная ось была заложена в генплане, но нарушена ресторанами и временными постройками, которые появились здесь в 1990-е и 2000-е годы. Галерею можно использовать для торговли и проведения фестивалей.
Справа и слева от галереи находятся два павильона. В одном из павильонов, по планам, появится первый в Петербурге современный открытый бассейн для массового посещения, который также будет использоваться для обучения яхтсменов. Еще один павильон — площадь с колоннами по периметру, которая может быть как открытой, так и закрытой. Здесь предлагают проводить лекции, мастер-классы и награждения. Кроме того, на первом этапе планируется строительство санузлов, душевых, зон для стирки, а также сауны.
На месте нынешних ресторанов и временных сооружений предлагается организовать площадь для пикников и масштабных городских мероприятий, например концертов или лекций. Зимой на месте площади будут хранить яхты.
Строительство гостиницы или апарт-отеля в проекте не значится. Между тем построить отель на месте яхт-клуба ранее планировала компания "Экохолдинг", которую контролируют братья Вадим и Олег Епишины. Вадим Епишин известен петербургскому деловому сообществу как экс-руководитель ЗАО "Торговый двор", которое в 2000-х связывали с Игорем Яковлевым, сыном тогдашнего губернатора Владимира Яковлева. Инвестор уже разработал проект строительства, которое эксперты оценили в 3 млрд рублей. Но, по заключению совета капитанов Речного яхт-клуба, для яхтсменов и горожан в этом проекте отводилось менее 5% территории, поэтому они разработали свой проект.
По словам архитектора бюро "Хвоя" Георгия Снежкина, он с коллегами разработал проект "для собственного удовольствия", поскольку они сами занимаются яхтенным спортом. С просьбой о разработке к ним обратился совет капитанов яхт-клуба, Парусный союз Петербурга и Высшая школа спортивного мастерства по водным видам спорта.
"Яхт-клуб должен стать главной туристической гаванью Петербурга. Территория клуба — достаточно большая. Но в 1990-е она превратилась в несколько закрытых анклавов. Нужно вернуть ей функцию городского пространства. Начать можно с благоустройства, причем уже сейчас. Остальные этапы — это наше видение развития территории, общая концепция", — говорит Георгий Снежкин.
Так, на втором этапе планируется капитальное строительство, ремонт и реставрация. В результате, по планам, должны появиться три новых эллинга, склады для хранения одежды и аппаратуры, два новых корпуса высшей школы спортивного мастерства и культурно-оздоровительный комплекс с вертолетной площадкой. Также планируется отремонтировать постройки советского периода и парк, где можно организовать небольшой кемпинг.
На третьем этапе планируется увеличение количества стояночных мест еще вдвое, до 900, а также дальнейшее строительство и реконструкция.
Земля, на которой расположен яхт-клуб, принадлежит городу, но находится в пользовании Ленинградской федерации профсоюзов. Здания на территории и часть флота, которую используют члены клуба, — в собственности профсоюза. В результате у территории два собственника — Федерация профсоюза и город, который в данном случае представляет комитет по спорту. Проект "Хвои" направили руководителю Федерации профсоюзов Владимиру Дербину и губернатору Георгию Полтавченко.
Первый этап по проекту "Хвои", по планам яхтсменов, будут воплощать в жизнь за счет собственных денег яхт-клуба. По подсчетам яхтсменов, Речной яхт-клуб зарабатывает 90 млн рублей в год, тратит — 30 млн рублей в год, то есть 60 млн рублей в год можно тратить на его развитие. Основной статьей доходов при этом должна быть стоянка для яхт. 
"Мы встречались с представителями "Экохолдинга", и они согласились, что на стоянке судов тоже можно зарабатывать. Мы надеемся договориться и с городом, и с Федерацией профсоюзов о том, что апарт-отеля на территории не будет, а будут объекты, посвященные яхтенной инфраструктуре", — говорит Никита Бриллиантов, действующий чемпион Петербурга по парусному спорту и член Речного яхт-клуба.
Число заходов яхт в города за год:
Яхтинг может приносить многомиллиардные прибыли, но для этого нужно привести в порядок инфраструктуру и упростить российское законодательство, считают бизнесмены, хорошо знакомые с работой отрасли.
"Оборот от туристической индустрии в случае, если Петербург будет развиваться как морская столица, составит не менее 5 млрд рублей в год. Во всем мире яхтинг — это не только хобби, спорт или образование для детей, но еще и прибыльный бизнес. Стояночные места окупают существование и развитие любого клуба, если грамотно заниматься этим бизнесом. Не нужно изыскивать бюджетные деньги и привлекать инвесторов. Нужно просто допустить к делу грамотных менеджеров", — считает яхтсмен, вице-президент "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергей Алексеев.
Однако предприниматели полагают, что без стартовых инвестиций приступить к реновации территории Речного яхт-клуба вряд ли удастся.
"Я боюсь, что пытаться сначала собрать деньги на стоянки, а потом приступить к проекту будет сложно. Нужны инвестиции, чтобы привести в порядок территорию и обеспечить полноценные стояночные места, за которые можно брать оплату. После этого, действительно, можно окупить расходы и получать прибыль. Вообще сейчас в Речном яхт-клубе осталось совсем мало места для парусного спорта. Так что идея яхтсменов мне нравится. Решение с легкими конструкциями — правильное, потому что капитальное строительство — это дорого и долго. И главное, решение об организации общественного пространства — отличное. Пора ломать стереотип о том, что яхт-клубы — это закрытые территории, на которые сторонним людям заходить нельзя", — говорит Наталья Федорова, и.о. главного тренера сборной команды по парусному спорту России и экс-владелица логистической компании "Карго Сервис Центр".

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 21.06.2016 г.

По просьбе ЧУ "СПб Речной яхт-клуб Профсоюзов" "ДП" публикует пресс-релиз о реализации концепции развития территории Речного яхт-клуба, разработанной данным учреждением.
22 декабря 2015 года состоялось заседание Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, итогом которого стало поручение Губернатора: Проработать вопрос развития территории Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба профсоюзов, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, Петровская коса, дом 9, с целью создания современного центра яхтенного туризма и парусного спорта в Санкт-Петербурге.
В свете решений, принятых участниками Морского Совета, представитель собственника Яхт-клуба Владимир Георгиевич Дербин собрал пресс-конференцию, чтобы познакомить представителей СМИ Северной столицы с перспективами развития этой территории, а также представить концепцию развития территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Петровская коса, дом 9.
14 января 2016 года представителям СМИ была представлена концепция развития территории Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба профсоюзов. Итогом пресс-конференции стало заявление Владимира Георгиевича Дербина: "Наша задача - сохранить в городе яхт-клуб, как объект спортивного назначения, и детский парусный спорт", - подчеркнул  глава профсоюзов нашего региона. Он также  вновь подтвердил принципиальную позицию профсоюзов -  не просто сохранение, а и развитие яхт-клуба, отвечающего самым  современным требованиям и международным стандартам.
Яхт-клуб на Петровской косе является частью исторического наследия Санкт-Петербурга, хотя и не является официально признанным историческим памятником.
Единственные изменения, которые можно позволить на этой территории, относятся к развитию именно яхт-клуба - строительство новых эллингов, обновление рембазы, создание современной инфраструктуры яхт-клуба, позволяющей на достойном уровне принимать гостей нашего города - яхтсменов из других городов и стран.
Территория Яхт-клуба находится в бессрочном пользовании у Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба профсоюзов, который  уделяет особое внимание сохранению и развитию принадлежащих Федерации спортивных объектов. В годы Перестройки многие из них были утрачены, другие находятся сегодня не в должном состоянии, однако работа по их восстановлению и реконструкции, с учётом современных требований безопасности и комфорта, ведётся постоянно. В  последние годы построены газовая котельная, современные причальные сооружения, обустроены детская парусная и водомоторная секции. Сегодня мы можем с радостью сообщить, что настало время для такого комплекса работ в Яхт-клубе на Петровской косе, который  превратит территорию в современную, европейского уровня, марину класса "А".
Работы по реализации проекта включают следующие этапы:
1. Сбор идей о развитии инфраструктуры и создание единой концепции реконструкции и развития Центрального яхт-клуба;
2. Согласование с Правительством Санкт-Петербурга внесения изменений в проект планировки территории яхт-клуба на Петровской косе; Получение градостроительной документации;
3. Реализация Проекта реконструкции Центрального яхт-клуба.
На сегодняшний день:
- разработана и принята единая концепция развития территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Петровская Коса, дом 9, "Санкт-Петербургский Речной яхт клуб профсоюзов".
- Правительством Санкт-Петербурга Комитетом по градостроительству и архитектуре выдано задание на разработку проекта планировки территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Петровская Коса, дом 9.
- Санкт-Петербургский Речной яхт клуб профсоюзов обратился с заявлением в Правительство Санкт-Петербурга Комитет по градостроительству и архитектуре на получение Градостроительного плана.
История Санкт-Петербургского яхт-клуба не заканчивается сегодняшним днем. Клуб развивается, парусный флот и новое поколение молодых яхтсменов, участвуя в регатах, приносит славу своему клубу и Морской столице!