Рецензия на фильм "Закон рынка"

Автор фото: kinopoisk

Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Закон рынка" режиссера Стефана Бризе.

Тьерри (Венсан Линдон) — 51, уже 2 года он ищет работу, содержит семью на 500 евро в месяц, проходит собеседования. Есть неунывающая жена и сын, больной ДЦП. Наконец Тьерри устраивается охранником в супермаркет. Следить нужно и за покупателями, и за кассирами: одна из них положила в карман пачку скидочных купонов, ее поймали, затем она наложила на себя руки прямо на рабочем месте. Тьерри явно не по душе работа. После очередного такого случая он вешает в шкаф свой пиджак, надевает свитер и уходит, как говорится, вон. Классический открытый финал, нам остается гадать, вернется или нет.
Критики пишут, что режиссер Бризе слишком уж подсказывает зрителю "рифму роза": мало того, что Тьерри безработный, так еще и сын с ДЦП — мол, сгущает ситуацию режиссер до плакатности. Но это фильм не о социальной несправедливости, не о "плачевном состоянии рабочего класса". С таким же успехом можно сказать, что это фильм о системе социальной защиты во Франции. Это действительно полезно посмотреть тем, кто ругает "забывшую ценности Европу". Как выстроена, продумана, как доброжелательна система соцзащиты. У безработного Тьерри есть машина, домик у моря, он посещает курсы — психологические и даже танцевальные (чтобы снять стресс). Он продолжает искать работу и возмущается тем, что система занятости работает вхолостую: она учит человека той специальности, на которую его, скорее всего, не возьмут — именно из–за отсутствия у соискателя опыта. С таким же успехом это можно назвать фильмом о системе поддержки инвалидов: вот учитель говорит Тьерри и его жене, что, мол, в этом триместре их сын немного сбавил темп, а с такими результатами "в Политех не поступишь". В Политех!.. Или — что это фильм о системе кредитования. Заметим, недавнему безработному дают кредит на машину. Безработному. В общем, это поучительное кино — о том, как устроен социальный низ в Европе (благодаря французскому кино мы гораздо лучше знаем о том, как устроен социальный верх).
В половине из десяти эпизодов фильма вообще ничего не происходит (квартира не продана, работа не найдена). А случаи в магазине — это тоже из серии "ничего не происходит", потому что мелкие воришки однообразны и скучны. В большинстве ситуаций герой — лишь молчаливый свидетель. Жизнь вообще–то в основном состоит из того, что "ничего не случается", и с таким же успехом можно было бы сказать, что это фильм просто о заурядности жизни.
Тьерри, вероятно, рабочий высокой квалификации, но рынку он оказывается нужен только в роли охранника. Это вполне неомарксистский тезис. Режиссер в духе французской левой идеи хочет нам сказать об изменении самой природы понятия "профессия" и "работа". Ну и, конечно, главный герой тут — деньги. Все человеческие утраты, потери, трагедии связаны именно с ними. Задняя часть супермаркета — это, конечно же, изнанка капитализма. Закон рынка — это когда тебе платят деньги не за лучшие твои человеческие качества, а за худшие. Честных людей капитализм заставляет становиться досмотрщиками, проявлять жестокость, не верить никому ("Запомни, у вора в супермаркете нет пола, возраста, цвета кожи", — учит начальник охраны Тьерри). Это понятно: но кроме законов капитализма есть еще ты, и у тебя есть выбор, и ты всегда можешь отказаться переступать черту человечности. И тогда тебя снова ждут собеседования и соцработники. И рок–н–ролл.
Приз Каннского кинофестиваля 2015 года в номинации "Лучший актер".