В России вдвое вырос спрос на телеприставки и носимые гаджеты

Россия опустилась на 43-е место в рейтинге обеспеченности гаджетами. В лидерах Гонконг и Северная Америка, бешеными темпами развиваются Иордания и Чили. Россия сдает позиции на фоне экономического кризиса, при этом в стране наблюдается небывалый рост популярности "умных" браслетов и телеприставок.

В 2016 году Россия заняла 43-е место в рейтинге обеспеченности гаджетами потребителей разных стран согласно Индексу подключенности (Connected Consumer Index, CCX)*, рассчитанному аналитической компанией Gfk в 78 странах мира. Россия в этом году набрала 455 баллов и пропустила вперед Бразилию (460) и Венгрию (463). В 2015 году РФ занимала 42-е место.
Самыми популярными устройствами в нашей стране остаются смартфоны, при этом наибольший спрос отмечен в сегменте носимых гаджетов, телеприставок и "умных домов". Подобная тенденция потребительского спроса отмечается у лидеров рейтинга. Российский покупатель морально готов стать обладателем последних технологических новинок, но из-за девальвации рубля не может себе их позволить.
Догнать Гонконг
Последние 2 года в рейтинге GfK лидирует Гонконг, получивший 1486 баллов, то есть почти на 1 тыс. баллов больше результата России. На второй строчке — Северная Америка (США, Канада и Мексика) с показателем 1062 балла. В этом году в тройку лидеров неожиданно вошли Объединенные Арабские Эмираты, которые взлетели с восьмого места. По регионам лидерство удерживает Северная Америка, далее — Западная Европа и развитые страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ближайшие соседи России на северных рубежах, Дания (906) и Швеция (875), уступили позиции и заняли 9-е и 10-е места соответственно. Финляндия, напротив, вплотную подобралась к первой десятке, получив 848 баллов. Самый быстрый рост показателя CCX зафиксирован в Иордании (660), которая переместилась сразу на восемь пунктов вверх и заняла 23-е место, а также у Чили (683) — плюс семь позиций и 20-е место в рейтинге.
Россия демонстрирует устойчивый рост индекса (плюс 15% к показателям прошлого года), что, впрочем, не помешало нашей стране опуститься в этом году на один пункт, заняв 43-ю строчку сразу после Венгрии и Бразилии, но опередив все же Малайзию, Хорватию и Турцию. Согласно данным GfK, в последние 2 года Россия замедлила рост этого показателя, притом что начиная с 2011 года ежегодно прибавляла не менее 40%.
Западным путем
Смартфоны остаются первым и главным гаджетом, который используют для доступа к сервисам обмена данными потребители на быстрорастущих рынках, особенно на Среднем Востоке, в Африке, а также в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозу GfK, подобная тенденция сохранится в ближайшие 2-3 года, чему способствует и снижение цен, благодаря которому свой первый смартфон в 2016 году смогут приобрести более 1 млрд пользователей.
Между тем в странах Западной Европы и Северной Америки, драйверами роста рынка потребительской электроники стали носимые гаджеты и подключенные автомобили, популярность также набирает система "умный дом". Однако, как отмечают в GfK, по сравнению с предыдущими двумя сегментами ее популярность среди потребителей увеличивается не столь быстрыми темпами. Кроме того, на растущих технологических рынках усиливается влияние локальных драйверов роста. Так, в Чили на фоне повсеместного распространения широкополосной связи более чем на 20% выросли продажи Smart TV.
В 2016 году в России стали менее популярны электронные книги, настольные компьютеры и ноутбуки. При этом почти вдвое вырос спрос на носимые гаджеты и телевизионные приставки, а также на "умные дома" и "подключенные" автомобили. Таким образом, наша страна, хоть отстает и замедляется в плане обеспеченности гаджетами, но повторяет тенденции развития спроса Западной Европы и Северной Америки.
Россия пока не значится в лидерах по уровню проникновения электроники — этот рынок в нашей стране стал развиваться значительно позже, чем в Западной Европе и США, напоминают в "Связном". Поэтому, например, проникновение смартфонов в России на уровне выше 50% наблюдается только в Москве, приближается к этому показателю Петербург. Даже если посмотреть на продажи мобильных телефонов, то 30% покупателей по-прежнему предпочитают брать кнопочные устройства, а не смартфоны, констатирует ретейлер.
Существует вероятность, что свой отпечаток на позицию нашей страны в рейтинге наложила методика расчета индекса, комментируют исследование GfK в "Юлмарте". "Рынки России и Запада имеют кардинальные различия: в нашей стране покупка смартфона и подключение к оператору связи зачастую являются двумя разными задачами, для решения которых клиенту необходимо обратиться к двум разным компаниям. За рубежом, приобретая гаджет, вы автоматически заключаете контракт с определенным мобильным оператором", — поясняет глава департамента "Цифровая техника" Максим Девяткин.
В Европе и США технологии, совсем новые для россиян,  уже давно и глубоко проникли в повседневную жизнь, считает глава розничного дискаунтера "Ситилинк" Михаил Славинский. По его словам, главная причина такого отставания в том, что и госсектор, и бизнес очень тяжело и медленно идут на интеграцию новых технологий в свои отработанные процессы. Так, на Западе корпоративный сектор уже давно и активно использует BYOD. Это концепция, которая позволяет сотрудникам работать с ресурсами компании с помощью личного мобильного устройства. "Правильная реализация BYOD может значительно повысить производительность и доход компании. В России же очень мало компаний, которые ее используют. В "Ситилинк" она уже доступна менеджменту компании, и мы оценили ее преимущества. Такие концепции стимулируют к развитию рынок мобильных устройств, а рынок гаджетов стимулирует развитие мобильных технологий. Это взаимозависимый процесс", — уверен Славинский.
Провальный год
Причиной скромных показателей России в рейтинге GfK можно назвать экономический кризис и следование общемировому тренду — спад продаж смартфонов, компьютеров и планшетов. По итогам 2015 года российский рынок информационно-коммуникационных технологий в долларовом выражении, по оценкам IDC, опустился практически до уровня 2005 года.
В частности, обвал продаж компьютеров и ноутбуков в 2015 году и в штуках, и в деньгах стал крупнейшим за всю историю наблюдений IDC. Продажи смартфонов снизились на 3%, планшетных ПК — на 33% по отношению к 2014 году в натуральном выражении, впервые с 2009 года продажи смартфонов показали отрицательную динамику, напоминают в J'son & Partners Сonsulting.
"Мы видим, что наличный парк этих устройств в России растет. Другими словами, пользователи не отказываются от этих гаджетов, но откладывают покупки новых устройств и предпочитают использовать старые", — отмечают аналитики.
"В случае падения доллара, несомненно, будет всплеск продаж, потому что люди в России живут надеждами и не уверены в завтрашнем дне", — добавляют в "Евросети".
Снижение продаж электронных книг, стационарных ПК, ноутбуков объяснимо — это общемировой тренд, вызванный эволюцией рынка электроники в целом, отмечают в "Связном". Ноутбуки, электронные книги и стационарные ПК успешно заменяются планшетами, которые позволяют пользователю выполнять тот же набор повседневных функций.
В "Евросети" же говорят, что смартфон — всему голова. "Рынок портативной электроники сужается уже не первый год, — констатирует Денис Голещихин, управляющий Северо-Западным филиалом "Евросети". — Сегодня смартфоны конкурируют практически со всеми гаджетами, по функциональности они могут заменить и электронную книгу, и ноутбук, и планшет. Тенденция будет продолжаться. Людям удобно использовать один гаджет для разного рода занятий".
Спрос на экзотику
На покупку потребительской электроники пользователи готовы потратить только 15% доходов, следует из апрельского исследования GfK Rus.  При этом ударными темпами растут продажи экзотичной для российского рынка электроники: рынок дронов вырос к показателям 2014 года сразу на 161%, рынок Hi-Fi колонок подскочил на 485%, радиоустройств — на 108%, в сегменте фото- и видеотехники стали популярны 4К-видеокамеры, спрос на которые увеличился на 161%.
В ответ на запросы потребителя формируется экосистема подключенных устройств, отмечают аналитики GfK. Подключенный дом, подключенная домашняя техника, автомашины и компьютеры и даже сам потребитель, например, его физическое состояние — все это можно контролировать с помощью мобильного. Сегмент устройств, управляемых со смартфона, — один из самых быстрорастущих.
Рынок носимых гаджетов по количеству проданных экземпляров (400–500 тыс. в год, по разным оценкам) не достигает и половины процента от мирового (около 146 млн штук в 2015 году). Однако примечательны темпы роста: в середине 2015 года количество брендов носимой электроники выросло вдвое и на 19% увеличились продажи смарт-часов.
В этом году ретейлеры также фиксируют рост спроса на смарт-браслеты и фитнес-трекеры. Так, в I квартале 2016 года российский рынок смарт-браслетов, по данным "М.Видео", вырос на 20% в штуках и на 25% в деньгах по отношению к аналогичному периоду 2015 года, доля ретейлера составила в деньгах 30%, в штуках — 25%. "Растущее количество брендов-производителей, расширяющийся ассортимент этих гаджетов в России и улучшенный функционал способствуют такой тенденции. Кроме того, не стоит забывать про здоровый образ жизни, который поддерживают все больше наших соотечественников", — отмечают в "М.Видео".
В "Ситилинке" подтверждают: российский рынок носимых гаджетов растет и еще будет расти какое-то время по экспоненте. Ранее большинство подобных гаджетов были соло-устройствами, узкосегментированными, которые сейчас превращаются в комбинированные, то есть покупатель за те же деньги теперь получает значительно больше функций,  а это всегда приводит к взрывному росту.
"Наши потребили своим выбором также подтверждают сей факт. В "Ситилинк" за первые 5 месяцев 2016 года продажи в этой категории выросли в 4 раза в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Что касается телевизионных приставок, это инновационное устройство, которое еще долго будет пробивать себе дорогу в широкие массы, но революция в данном сегменте благодаря таким гигантам, как Amazon, уже началась. Если раньше производитель видеоконтента формировал зрительские вкусы, то сейчас зритель сам определяет, когда и что ему смотреть. Производитель просто вынужден реагировать на эти запросы соответствующим контентом", — резюмирует глава компании Михаил Славинский.
Справка: как подсчитывается обеспеченность гаджетами
*Индекс подключенности (Connected Consumer Index, CCX) отражает уровень проникновения и использования потребителями тех или иных устройств для доступа, в том числе в Интернет, в той или иной стране. Он рассчитывается на основе данных о продажах устройств за истекший период, о владении устройствами, а также прогнозных данных о будущих покупках, учитывается частота использования гаджетов и отдельные тенденции по странам. Точка отсчета и сравнения для составления индекса — средние данные по "подключенности", которые были рассчитаны GfK впервые в 2010 году, 100 баллов.
CCX показывает уровень владения и использования по 11 категориям цифровых устройств. В их числе смартфоны, планшеты, ноутбуки, настольные компьютеры, носимые гаджеты, "умное" ТВ, телевизионные приставки, игровые консоли, электронные книги, подключенные автомобили (в которые интегрированы коммуникационные и навигационные модули), а также системы "умный дом".