В Петербурге проходит выставка Андрея Пахомова

Автор фото: wikipedia.org

Арт–критик Станислав Савицкий - о выставке Андрея Пахомова в Академии художеств.

Выставка Андрея Пахомова в Академии художеств анонсирует его большую ретроспективу, планирующуюся в следующем году. В двух залах показаны рисунки и живопись одного из наиболее интересных русских поздних модернистов. Эти вещи созданы в последние годы жизни, когда петербургский график перешел к новой для него работе с картиной. Сын Алексея Пахомова, на книжных иллюстрациях которого выросло несколько советских поколений, художник в основном занимался рисунком. Правда, в отличие от отца он не был приверженцем авангарда, но был увлечен изобретением новых техник воспроизведения традиции. Андрей Пахомов переосмыслял эстетические основания творчества, размышляя о первоэлементах графики — линии и объеме. В его художественные исследования были вовлечены несколько поколений его учеников по академии: от Виталия Пушницкого до Леонида Цхе.
Нынешняя выставка необычна для художника. Открывают ее, впрочем, довольно известные рисунки: выведенные несколькими выверенными линиями мужские головы, которые одним напомнят работы Кокто, а другим — японскую гравюру XIX в. Пахомов был знатоком Востока, увлекался японским и китайским искусством и коллекционировал китайскую архаику эпохи неолита. Простота и угловатость форм сближают его рисунки и архаическую пластику, в том числе доэллинистическое искусство, которое он тоже очень любил. Архаика узнается в контурах торсов — фрагментов мужских тел, запечатленных на холстах из второго зала, выставляющихся впервые. Эти броские, большого формата картины на первый взгляд кажутся слишком эффектными, особенно два холста с красочными потеками. Однако, внимательно рассматривая эти экспрессионистские объемы, вычерченные мастихином, выписанные тряпкой и тонкой кистью, видишь в их грубой и точной сделанности безукоризненно выстроенное размышление о живописном образе. Он не идеален и не несет в себе гармонии, как подобает, по учебникам, античному искусству. Эти торсы оживляют архаические формы в их изящной неправильности, которую способны создать либо время и случай, либо большой мастер.