Как ОСК проигрывает "Роснефти" борьбу за 30 млрд рублей

Автор фото: Архив «ДП»

ОСК, возглавляемая Алексеем Рахмановым, проигрывает главе "Роснефти" Игорю Сечину борьбу за бюджетные средства. Из–за этого модернизация Северной верфи, которая позволила бы петербургскому судозаводу выйти на мировой рынок судостроения, застопорилась.

Как стало известно "ДП", модернизацию Северной верфи стоимостью 30 млрд рублей, которая позволила бы петербургскому судозаводу конкурировать за дорогостоящие заказы с китайскими и корейскими судостроителями, замораживают. Об этом сообщили несколько источников в отрасли. Причина — отсутствие денег.
Еще в декабре 2015 года глава государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, контролирует Северную верфь) Алексей Рахманов торжественно закладывал камень в честь начала строительства современного судостроительного комплекса на территории завода. "В результате реализации проекта объем производства на Северной верфи кратно увеличится", — обещал тогда глава ОСК. "К нам пришли большие инвестиции", — радостно восклицал вице–губернатор Петербурга Сергей Мовчан. Но, как выясняется, радовался рано. Проект рискует навсегда остаться на бумаге из–за поражения ОСК в борьбе за бюджетные деньги.

След Сечина

Проект модернизации предполагает, в частности, строительство нового корпусозаготовительного цеха — старый, построенный в 1907 году, совсем обветшал и, как говорят проектировщики, уже опасен. Последнее обследование цех проходил в 2012 году, и уже тогда к этой постройке возникали вопросы.
Также предполагалось оснастить завод кранами грузоподъемностью до 1,2 тыс. т, что вкупе с автоматизацией процессов позволило бы Северной верфи строить суда в соответствии с современным мировыми технологиями — крупными функционально насыщенными блоками, что ускоряет и удешевляет процесс строительства судна. А запуск в эксплуатацию сухого дока в 2024 году позволил бы верфи строить суда длиной до 420 м и дедвейтом до 200 тыс. т (нынешние возможности верфи существенно скромнее — 170 м и 12 тыс. т).
После модернизации производительность Северной верфи, по расчетам авторов проекта, возросла бы в 4 раза, и она могла бы бороться с китайскими и корейскими верфями за строительство супертанкеров стоимостью более $200 млн.
В существенном повышении конкурентоспособности верфи, как говорят знающие судостроители, и кроется причина того, что этот проект споткнулся на первом этапе — реконструкции Западной набережной. Свою суперверфь ОАО "ДВЗ "Звезда", технически вооруженную не хуже Северной верфи, на Дальнем Востоке строит возглавляемая Игорем Сечиным "Роснефть". Дальневосточная верфь тоже претендует на деньги из федерального бюджета. А конкурент за федеральные средства, а потом за заказы, "Роснефти" не нужен. "Игорь Сечин — более влиятельная фигура в сравнении Алексеем Рахмановым, и последний проигрывает борьбу за деньги", — высказывает свое мнение один из осведомленных источников "ДП".

Затянувшийся конкурс

В конце апреля сургутский проектировщик "Запсибгидрострой" выиграл конкурс Северной верфи на реконструкцию западного причала за 1,35 млрд рублей — это первый этап модернизации судозавода. Тогда в ОСК заявили "ДП", что контракт с победителем будет заключен в начале мая. Однако документ до сих пор не подписан. "В бюджете не выделены деньги на этот проект, и, более того, к проекту много замечаний: Западная набережная не стыкуется с сухим доком, который планируется возводить позже", — добавляет другой собеседник "ДП". В ОСК проходит одно совещание за другим по поводу модернизации Северной верфи. Алексей Рахманов негодует и пытается выбить деньги в Минпромторге, но пока тщетно, говорят близкие к ситуации судостроители. "ДП" узнал, что после очередного совещания на минувшей неделе в госкорпорации свой пост покинул директор по капитальному строительству и модернизации Северной верфи Николай Сидоренко. Комментировать свой уход он не стал, но источники, близкие к верфи, полагают, что он мог быть связан с внутрикорпоративным конфликтом.
В самой ОСК пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. На официальный запрос "ДП" о том, почему не заключается контракт с победителем конкурса, в госкорпорации ответили: "ФАС России отсрочила заключение контракта судостроительного завода "Северная верфь" с победителем конкурса — ООО "Трест Запсибгидрострой" для того, чтобы Северная верфь выполнила предписание Антимонопольной службы исключить из проекта госконтракта условие об обязанности подрядчика (т. е. ООО "Трест Запсибгидрострой") согласовывать с заказчиком своих субподрядчиков, привлекаемых к выполнению работ. Это предписание верфь выполнила, и теперь в установленный законом срок, до 2 июня, она может подписать договор с победителем конкурса".
В "Запсибгидрострое" оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. "Возможно, в ОСК просто тянут время и надеются на чудо, что удастся договориться о финансировании в Минпромторге. Все замечания ФАС уже давно учтены, еще до подведения итогов конкурса. Контракт без денег заключать бессмысленно, но они могут его заключить, а потом расторгнуть", — предположил один из судостроителей в беседе с "ДП".

Замкнутый круг

ОСК пытается получить кредит в Сбербанке на модернизацию. Договора с кредитной организацией тоже нет. Банки обычно кредитуют промышленные предприятия, когда у них есть долгосрочный госзаказ, гарантии правительства РФ о погашении кредита и если компания генерирует прибыль. Прибыль у Северной верфи появилась только в 2015 году. Прибыль возникла по экспортным контрактам благодаря девальвации рубля.
Получается замкнутый круг: не дают денег на модернизацию, так как нет заказов, а заказов не появляется, потому что предприятие неконкурентоспособно.
"Какой банк даст в долг на проект с сомнительными перспективами доходов? Я присутствовал на одном из совещаний, где Северную верфь спрашивали о перспективах заказов, а они говорят — надеемся, что заказы будут… О чем тут говорить?" — заявил один из петербургских судостроителей. Такого же мнения придерживается один из руководителей местного судозавода. "Очень важно понимать источники дохода, за счет которых будет окупаться инвестиционный проект. А по этому пункту хромают многие российские инвестпроекты. Их руководители не всегда отдают себе отчет в том, какие заказы и у кого они смогут получить, продемонстрировав заказчику определенные конкурентные преимущества. Без ясного представления об источниках дохода очень рискованно проводить дорогостоящую модернизацию. Кроме того, модернизировать верфь, расположенную близко к центру мегаполиса, — не очень хорошая идея, в том числе и с точки зрения логистики. Наши верфи зачастую так устроены, что их надо не модернизировать, а строить заново в соответствии с современными технологиями", — полагает эксперт.
Ранее Николай Сидоренко, курирующий проект модернизации на заводе, заявлял, что срок окупаемости проекта не превысит 10 лет и у верфи есть предварительные договоренности по танкерам, буровым судам для разработки нефтяных месторождений, а также по строительству новых типов кораблей для Военно–Морского Флота.
Модернизацию Северной верфи заморозили, так как на нее требовались большие суммы. Вдвое, по моему мнению, превышающие разумные пределы. Но можно теперь не строить сухой док. Есть альтернатива — построить плавучий док нужного размера. То, что наше судостроение неконкурентоспособно, — это иллюзия. Оно отстает технологически от мировых лидеров судостроения максимум на 4 года. Самое слабое звено наших верфей — это спусковые мощности. Судостроительные заводы могут обрабатывать десятки тысяч тонн металла, строить большие суда, а спустить большой объем на воду не могут. Конечно, модернизация существующих заводов предпочтительнее, чем строительство нового предприятия. Не имеет смысла строить новые предприятия, когда нет принципиального технологического отставания. Но модернизация должна быть разумной. Зачем ставить оборудование под обработку металлического листа длиной 26 м? Как листовой металл такого размера доставлять на верфь в наших условиях? Получится очень дорого. Надо учитывать логистику. Нужно повышать эффективность производства за счет кооперации верфей. Блоки судов и кораблей можно строить на разных заводах, а собирать и спускать на воду на одном заводе. Нужно развивать, как в Китае и Корее, крупноблочное судостроение. Но блоки должны быть функционально насыщенны, в них должны быть проложены и трубы, и электрика.
Валерий Половинкин
советник гендиректора ФГУП "Крыловский государственный научный центр"
Решение о заморозке проекта модернизации верфи, на мой взгляд, связано в первую очередь с проблемами в экономике страны, а также с достаточно слабыми финансовыми результатами деятельности Северной верфи в последние годы. Так, 2012, 2013 и 2014 годы предприятие завершило с убытками, а большую часть заказов судостроительного завода сейчас составляют корабли для Военно–морского флота России. А что касается гражданской тематики, то строительство специальных судов, плавучих средств, в том числе для работы на арктическом шельфе, большей частью перекочевало на Дальний Восток. Несмотря на то что заказы и работа у Северной верфи все же есть, что позволило получить достаточно неплохие результаты по итогам I квартала 2016 года (чистую прибыль в размере 1,1 млрд рублей), но даже при этом мощности ее далеки от предельной загрузки. Учитывая масштабы инвестиций, сейчас модернизация верфи с расчетом на долгосрочную перспективу не является экономически целесообразной. Хотя, безусловно, сделать это все же придется, чтобы не отстать от мировых лидеров, но не ранее чем начнет восстанавливаться спрос на гражданские суда со стороны российских компаний.
Зелимхан Мунаев
Управляющий Директор Ик Qbf