В Петербурге разгорается скандал вокруг недвижимости в Апраксином Дворе

Автор фото: Юрий Белинский/ТАСС

Доходы от сдачи в аренду помещений в Апраксином Дворе стали предметом раздора между совладельцами ЗАО "ЦАТ", совладельцем которой является муж депутата Ирины Ивановой — Виктор Чесноков. Речь идет о недополученной прибыли в 65 млн рублей.

В Петербурге разгорается скандал вокруг недвижимости в Апраксином Дворе, принадлежащей компании ЗАО "ЦАТ", совладельцем которой является муж депутата петербургского парламента Ирины Ивановой — Виктор Чесноков.
Его младший партнер по бизнесу Борис Капралов заподозрил Чеснокова в возможном укрывательстве доходов от аренды с целью уменьшить налогооблагаемую прибыль компании и размер выплат акционерам. По мнению Капралова, объем недополученной прибыли за 3 года составил минимум 65 млн рублей.

Недосчитался выручки

Центру автомобильной торговли (ЦАТ) принадлежит 3,6 тыс. м2 в Апраксином Дворе. Совладельцы ЦАТ — физические лица, их фамилии не раскрываются.
В материалах суда по иску Бориса Капралова указано, что ему принадлежит 4% в ЦАТ. Остальное, по его утверждению, — доля гендиректора Виктора Чеснокова. ЦАТ владеет около 6% в ООО "Первый корпус Апраксина Двора", которое до 2012 года возглавляла сама Ирина Иванова. ЦАТ сдает свои помещения в аренду. Согласно отчету компании, ее выручка от этой деятельности в 2010 году составила 14,2 млн рублей, в 2011–м — 16,5 млн, в 2012–м — 20 млн. По мнению Капралова, размер арендной платы, указанный в отчете (200–300 рублей за 1 м2 в месяц), занижен. По его подсчетам, рыночная ставка таких помещений в те годы была не менее 500 рублей за 1 м2. Из–за невыгодных расценок на аренду ЦАТ за 3 года недополучил выручку в размере не меньше 65,3 млн рублей, считает Капралов. А сам он недосчитался 20 млн рублей. Ответчик ссылается на то, что при расчете стоимости аренды ориентировался на ставки, по которым КУГИ (прежнее название комитета имущественных отношений, КИО) сдавал недвижимость в Апраксином Дворе, принадлежащую городу. Они для аналогичных помещений в этом комплексе составляли 262–445 рублей за 1 м2.
КИО и Ирина Иванова комментировать ситуацию отказались.

Некорректное сравнение

По данным КИО, площадь зданий в Апраксином Дворе — 172 тыс. м2. Самыми большими площадями располагают город (Петербургу принадлежит 107 тыс. м2) и "Главстрой–СПб" (в аренде у "Главстроя–СПб" 46,65 тыс. м2), еще 2,3 тыс. у него в собственности.
Эксперты отмечают: при расчете ставок некорректно ориентироваться на городские расценки, так как 27% площадей в Апраксином Дворе сданы в аренду "Главстрою–СПб" по льготным ставкам. И это сильно влияет на среднюю стоимость помещений в торговой зоне. Нередко коммерсанты сдают помещения по рыночным ставкам, а в отчетности отражают меньшие цифры. Это позволяет арендодателю снизить налогооблагаемую выручку, добавляют участники рынка.
По оценке компании Ruric AB, у которой Смольный в 2011 году забрал два крупнейших корпуса Апраксина Двора, находившихся в аренде у инвестора, в 2011–м средняя ставка аренды в помещениях этого комплекса, не принадлежащих городу, составляла 0,8 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. Но состояние помещений в Апраксином Дворе очень неоднородное, отмечают эксперты, и рассчитывать ставки нужно индивидуально. Так, у Ruric, отремонтировавшего свои помещения, ставки были 2–3 тыс. рублей за 1 м2.
Дмитрий Некрестьянов, партнер "Качкин и Партнеры", отмечает, что у миноритариев ЗАО "ЦАТ" не много способов влиять на действия компании, и иск о взыскании убытков из–за заключения сделок на заведомо невыгодных условиях — это один из легальных механизмов защиты прав акционера.
"Таких исков очень мало, так как сложно обосновать "заведомую невыгодность", что и произошло в этом деле", — говорит Некрестьянов. По его мнению, шансы на победу у Бориса Капралова невелики.