Ситибанк закрыл пять отделений в Петербурге за полгода и в разы сократил банкоматную сеть

Автор фото: Асмолов Евгений

Ситибанк резко сократил сеть: за полгода он закрыл пять отделений в Петербурге и убрал все банкоматы из магазинов и заправок, оставив их только при офисах и в одном ТЦ. В банке объясняют сокращение точек продаж уходом части бизнеса в онлайн.

О закрытии отделений и сокращении числа банкоматов КБ "Ситибанк" "ДП" сообщили читатели: они жаловались, что в некоторых районах города, в частности на севере, осталось очень мало точек обслуживания клиентов. Затем в пресс-службе банка подтвердили, что начиная с ноября 2015 года банк закрыл пять своих отделений: на Лиговском проспекте, 74, на Гражданском проспекте, 36, на Новочеркасском проспекте, 43/17, на Коломяжском проспекте, 15, корпус 2, на улице Савушкина, 118, литера А. В call-центре банка также подтвердили, что эти отделения сейчас не работают.
На данный момент в Петербурге остались шесть отделений Ситибанка и два центра кредитования. Сейчас в тестовом режиме работает еще одна точка на Невском проспекте, 68, — это первое цифровое отделение Ситибанка, оно официально откроется 6 июня, рассказали в пресс-службе. До нынешнего сокращения сети у Ситибанка в Петербурге в течение нескольких лет было стабильное количество точек продаж — 11 отделений и два кредитных центра.
Также Ситибанк с ноября 2015 года существенно сократил сеть банкоматов. Согласно информации официального сайта о количестве отделений и банкоматов от 30 мая 2015 года (последняя сохраненная копия страницы на archive.org), в июле 2015 года у банка было 55 банкоматов в Петербурге. Банкоматы располагались не только в каждом отделении банка, но и на заправках Shell (восемь банкоматов), в магазинах Prisma (15 банкоматов), "Азбука вкуса" (четыре банкомата), "Лента" (три банкомата), "Мега" (два банкомата), а также по одному на железнодорожных станциях Павловск, Царское Село, в ТД "Пассаж", ТРЦ "Июнь", БЦ "Кондратьевский", ТЦ "ПИК", ТК "Атлантик Сити", БЦ "Келлерман", БЦ "Технополис", в гостинице "Светогорск", компании "Петроскан".
"В торговых центрах МЕГА в Петербурге было расположено два банкомата Ситибанка, по которым договоры аренды были расторгнуты по инициативе арендатора", — рассказали в пресс-службе ИКЕА в России. "Контракт на размещение банкоматов Ситибанка в магазинах Prisma в Санкт-Петербурге был расторгнут в конце прошлого года так же безболезненно и обоюдно как и заключен два с лишним года назад, — рассказала финансовый директор SOK Сервисный центр Рус Наталия Кадина, подтвердив, что в магазинах Prisma располагались 15 банкоматов Ситибанка. — У нас появилась потребность разместить банкоматы другого банка, а у Ситибанка появилась необходимость разместить свои банкоматы в других местах. Мы не исключаем вероятность возобновления партнерских отношения в будущем".
На данный момент, согласно информации на сайте банка, в Петербурге осталось только девять адресов, по которым расположены банкоматы Ситибанка: шесть — при оставшихся отделениях, два — при двух кредитных центрах и еще один — в БЦ "Премьер Лига". Факт того, что раньше эти банкоматы работали в указанных местах, подтверждается данными сервисов "Яндекс.Карты" и "Google.Карты". А информацию о том, что банк оставил банкоматы только при собственных офисах и в БЦ "Премьер Лига", подтверждают клиентам в call-центре Ситибанка.

"В сети отделений Ситибанка расположено около 30 банкоматов, однако клиенты Сitigold Рrivate Сlient, Citigold, Citi Priority, поддерживающие соответствующие балансы, и клиенты, которые обслуживаются в рамках зарплатных проектов, могут пользоваться банкоматами других банков для снятия наличных без комиссии", — комментируют в пресс-службе Ситибанка. Также в пресс-службе сообщили, что не изменились способы внесения наличных на счет (через банкомат, терминалы, через перевод из другого банка, посредством перевода по почте).

Онлайн-каналы вместо сети

В целом сокращение точек продаж в пресс-службе банка объясняют изменениями в стратегии банка. "Функционал банковских отделений в последние годы сильно изменился. Все больше наших клиентов активно пользуются удаленными каналами обслуживания и все реже обращаются в отделения, а значит нет необходимости в их большом количестве. Роль отделений в привлечении новых клиентов также уменьшается, уступая онлайн-каналам", — говорят в пресс-службе Ситибанка.
"В основе новой розничной стратегии банка — инвестирование в открытие высокотехнологичных финансовых центров. В них клиенты могут решать свои финансовые задачи, для которых необходимо личное присутствие и консультация персонального менеджера — например принятие решений в области управления личным капиталом. Мы считаем, что будущее банковского бизнеса за открытием таких отделений и развитием дистанционных каналов обслуживания клиентов, заботящихся о личном времени. Санкт-Петербург, как и раньше, является для Citi важнейшим регионом в России", — добавили в пресс-службе. 
В чем именно состоит новая стратегия банка и зачем меняется розничная инфраструктура, в банке пока не говорят и обещают рассказать позднее, во время официального открытия первого цифрового отделения на Невском проспекте, 68.

Тренд или перебор

"Каждый банк придерживается своей стратегии, и уровень развития сети у всех разный. Но я считаю, что банкам, которые занимаются розницей, по-прежнему необходима широкая сеть, в том числе и банкоматов, — говорит президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович. — Общее количество банкоматов и терминалов на Северо-Западе не сокращается. Не знаю, какова причина сокращения банкоматной сети в рассматриваемом случае, но в целом, исходя из наших наблюдений, в регионе еще не было таких случаев, чтобы какой-либо банк резко сокращал количество банкоматов из-за увеличения доли безналичных расчетов или расчетов онлайн. Все, конечно, стремятся к развитию дистанционных сервисов, но банкоматную сеть пока не сокращают, разве что меняют их расположение на более удачное".
"Это тренд, основанный на удобстве удаленного обслуживания и низких издержках относительно содержания офисов и сотрудников в них. Поэтому описанные действия Ситибанка вполне ожидаемы, — в то же время считает руководитель аналитической службы финансовой службы группы "Доходъ" Всеволод Лобов. — Кроме того, судя по всему, структура клиентской базы банка позволяет ему массированно отказываться от физических офисов. Например, Сбербанку тут, возможно, немного сложнее, так как его клиентская база слишком широка и значительной части его клиентов пока офисы необходимы. Таким образом, ответ на вопрос об эффективности такого решения Ситибанка лежит в области потребностей и привычек их клиентов. Если они им следуют, тогда все хорошо".
Годового отчета за 2015 год Ситибанк еще пока не опубликовал. По данным за 9 месяцев 2015 года, опубликованным на сайте ЦБ, Ситибанк заработал 11,8 млрд рублей прибыли, почти в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года (4,8 млрд рублей). На фоне резко снизившейся в прошлом году прибыли почти всех "дочек" зарубежных банков (Ситибанк — "дочка" американской Citigroup) он единственный смог нарастить прибыль за 9 месяцев 2015-го, ранее писал "ДП". Вместе с тем за I квартал 2016 года Ситибанк заработал только 50 млн рублей против прибыли в 6,1 млрд рублей в I квартале 2015 года.