Uber тестирует такси без водителя

Автор фото: uber.com

Uber начал тестировать свой первый беспилотный автомобиль. Над созданием самоуправляемых машин работают все крупнейшие корпорации мира. Первыми ввести их в массовую эксплуатацию намерены американские и китайские сервисы заказа такси. Не отстает и петербургский   "Таксовичкоф", который в 2017 году начнет первые тесты на дорогах общего пользования.

Cервиса заказа такси Uber начал тестировать своей первый беспилотный автомобиль на улицах Питтсбурга в штате Пенсильвания. Руководство компании заключило соглашение с местными властями и в ближайшее время намерено протестировать надежность беспилотного оборудования. Ранее об испытаниях машин без водителя объявил американский конкурент Uber, компания Lyft, которая подписала соглашение о сотрудничестве с General Motors.
Разработкой и созданием самоуправляемых автомобилей сейчас активно занимаются все ведущие автоконцерны, а также крупнейшие IT-корпорации — Google, Microsoft, Apple. Более того, "яблочная корпорация" инвестирует в китайского конкурента Uber, который также начал испытания беспилотников. В России первым беспилотником, по всей видимости, станет автомобиль КамАЗ, который представят на ЧМ-2018. Однако российские сервисы заказа такси также не исключают запуска собственных проектов в ближайшие годы.
Амбициозный Uber
В Питтсбурге Uber начал испытания беспилотника на основе легковой машины Ford Fusion с гибридным двигателем, на которую установлены радар, лазерные датчики и камеры с оптикой высокого разрешения. Тестирование автомобиля на городских улицах проходит под наблюдением опытного водителя. По данным Trib Live, испытания беспилотников начались несколько недель назад, до этого Uber составил подробную схему городских маршрутов. В Uber подчеркнули, что развитие этой технологии "позволит улучшить качество жизни во всем мире, а также позволит спасти миллионы жизней от смерти на дорогах, поскольку 94% ДТП происходит из-за ошибок водителей".
Выбор Питтсбурга в качестве тестового полигона в компании объясняют тем, что там "идеальная среда для разработки и тестирования" технологии беспилотного автомобиля на различных типах дорог, при разных схемах движения и погоде. В этом же городе находится исследовательская лаборатория университета Carnegie Mellon, с которой Uber Advanced Technology Center разработал оборудование для своих самоуправляемых автомобилей. Мэр Питтсбурга Уильям Педуто заявил, что работа Uber поможет "улучшить жизнь людей", в частности, повысит безопасность дорожного движения и уменьшит количество пробок.
Впервые о планах заменить свой автопарк на самоуправляемые автомобили собственной разработки глава Uber Трэвис Каланик заявил два года назад, в мае 2014. Тогда же было заключено соглашение с Carnegie Mellon, позже на улицах Питтсбурга появился автомобиль Ford Mondeo с логотипом сервиса такси и локаторами на крыше. Заявлению Каланика предшествовало долгосрочное партнерство с Google, который вложил в Uber $258 млн и предоставил свои сервисы для технического обслуживания Uber, в частности, мобильное приложение Uber изначально разрабатывалось на базе Google Maps. В результате, Google разорвал отношения с Uber и сосредоточился на тестировании Google Car.
Ажиотажный май
За месяц до начала публичных испытаний Uber вместе с Google, автоконцернами Ford и Volvo и конкурентным сервисом Lyft заключили соглашение о совместном продвижении беспилотных автомобилей в США. По данным USA Today, руководство Национального управления по безопасности движения в США подтвердило, что автономное управление в машинах компании следует рассматривать в качестве водителя.
В мае о тестировании своих беспилотных электротакси Chevrolet Bolt заявил Lyft. Стартап заключил стратегическое соглашение с автогигантом General Motors, который предоставит сервису заказа такси свои автомобили и разработки. Предполагается, что в ближайший год пользователи сервиса уже смогут выбрать поездку без водителя. Не остались в стороне Google и Fiat Chrysler, которые протестировали программу по беспилотному вождению в Калифорнии, пишет The Wall Street Journal. А один из ключевых разработчиков Google в области беспилотников, Энтони Левандовски, запустил стартап Ottomotto по производству самоуправляемых грузовиков.
Кроме того, в мае стало известно о первом крупном вложении Apple за последний год. Корпорация из Купертино инвестировала $1 млрд в крупнейший в Китае сервис по заказу такси Didi Chuxing Technology Co, конкурента UberChina. По мнению WSJ, для Apple могут представлять интерес разработки Didi в сфере все тех же беспилотников. Ранее стало известно о планах яблочного гиганта к 2019 году получить первые результаты проекта Titan, над которым работают 1,8 тысяч сотрудников Apple, в том числе бывший вице-президент по разработке автомобилей Tesla Motors Крис Порритт.
В Tesla Motors функции автопилота протестировали еще год назад. За последние несколько лет почти все крупнейшие автомобильные бренды отчитались о создании собственных концептов беспилотников. Так, помимо вышеперечисленных, Audi представила скоростной автомобиль Bobby; Mercedes-Benz — модель S500 Intelligent Drive; Nissan выпустил первый прототип самоуправляемой машины под названием Intelligent Drive System. В апреле японский автоконцерн Toyota Motor и Microsoft достигли соглашения о совместном создании к 2020 году самообучаемого беспилотного автомобиля.
Примечательно, что на волне интереса мировых корпораций к разработке самоуправляемых машин правила дорожного движения с участием коммерческого беспилотного транспорта пока не разработаны. По мнению главы подразделения Google по разработке беспилотников Криса Урмсона, в США беспилотники появятся на дорогах общего пользования в 2017 году. Правительство Великобритании начнет тестировать самоуправляемые машины в 2016 году, но полноценно выпустить их на дороги планируется не раньше 2020 года. На это же время анонсирован запуск движения подобных машин и в Японии, где будет запущен сервис беспилотного такси.
Пока только КамАЗы
В сентябре прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая на форуме по науке и технологиям в японском городе Киото, заявил, что российские ученые планируют создать самоуправляемый автомобиль к чемпионату мира по футболу 2018 года. Как пояснили в компании-разработчике беспилотников Cognitive Technologies (CT), речь идет о КамАЗах без водителя, которые в случае успешного запуска дорожной карты для движения самоуправляемых автомобилей AutoNet, смогут перевозить грузы, спортивное снаряжение и продукты питания для гостей и участников ЧМ-2018.
КамАЗ и CT начали разработку беспилотных грузовиков в рамках проекта "КАМА-Авторобот" еще в 2012 году. Дорожная карта AutoNet для его запуска подготовлена в рамках президентской программы "Национальная технологическая инициатива". По планам, серийная сборка беспилотных КамАЗов начнется к 2022 году. Суммарные инвестиции в проект оцениваются в 17-18 млрд рублей. В апреле 2016-го было объявлено о создании виртуального полигона для тестирования беспилотных автомобилей, вложения КамАЗа и инвесторов в полигон составят 150 млн рублей.
Кроме того, осенью 2015 года вице-президент "Группы ГАЗ" Елена Матвеева сообщила, что ГАЗ готов к выпуску беспилотного грузовика "Урал" и автобуса для нужд ЧМ-2018 при наличии господдержки. Однако конкретных сроков и подробностей представитель автоконцерна не озвучила. В мае 2016 года оператор НП "ГЛОНАСС" и ФГУП "НАМИ" подписали соглашение о формировании стандартов отрасли автомобилей с интеллектуальными системами.
В России сервисы заказа такси не спешат последовать примеру Uber. Так, в российском подразделении компании подчеркивают, что испытания беспилотных автомобилей проходят исключительно в Питтсбурге, в России беспилотное такси компания не тестировала и не собирается в обозримом будущем. В "Яндекс.Такси" не исключают возможности запуска подобной технологии в ближайшие годы, но конкретные планы и сроки в компании не называют. Компания Gett комментарий пока не предоставила.
При этом в России все же может появится беспилотное такси. В декабре прошлого года резидент фонда "Сколково" "КБ Аврора" объявил о соглашении с петербургскими сервисами "Таксовичкоф" и "Грузовичкоф" по разработке и тестированию беспилотного транспорта. Предполагалось, что "КБ Аврора" создаст программное обеспечение, продвижением которого займется "Сколково", а тестировать систему в полевых условиях будет перевозчик.
По словам представителя "Таксовичкоф", помимо партнерства с "КБ Аврора" достигнуто сотрудничество с "крупным автомобильным концерном", искусственный интеллект будет работать на пару с системой "ГЛОНАСС". В данный момент беспилотные такси находятся на стадии бета-тестирования, а первые тесты на дорогах общего пользования запланированы на начало 2017 года.