Рецензия на фильм "Такой же предатель, как и мы"

Автор фото: kinopoisk

Журналист Андрей Архангельский о фильме "Такой же предатель, как и мы" режиссера Сюзанны Уайт.

Британская пара знакомится с российским олигархом и отмывателем денег (Стеллан Юн Скарсгорд). Он хочет выйти из игры — потому что ему грозит опасность. В обмен на защиту — его и семьи — он готов поделиться с британскими спецслужбами информацией — о том, какие британские политики получают взятки. Счета и фамилии. Казалось бы, начинай дальше погони и стрельбу — и вот она, режиссерская удача. Но нет.
В этом шпионском триллере (экранизация романа Джона Ле Карре) все неправильно. Здесь нет погонь и отстреливающихся из последних сил героев. Спасение обреченных происходит без сучка, без задоринки, покушения — буднично. "Я не триллер", — говорит триллер. Кто же ты? Вероятно, если бы в Британии существовал жанр "морального размышления", это было бы самое то. Кино о морали, которое маскируется под триллер, — недаром российские зрители выходят из кинотеатров разочарованными, они ждали вот этого вот — пиф–паф.
О чем же этот фильм? О том, как у нас говорят, что "все продано". Партнеры олигарха уже готовят его — после подписания контракта — к отправлению на тот свет. Британские спецслужбы тоже не спешат спасать семью олигарха. Имена тех, кто брал взятки, звучат громко — но свидетельства беглого русского вряд ли убедят суд. В результате заложниками всех этой истории оказывается семья олигарха — а она довольно велика, пятеро детей, жена. И получается так, что жизнь этих пятерых вообще никого в этой кутерьме не интересует. Если бы не герои — хочется написать "подлинные герои" этой драмы — двое лондонцев. Они (Юэн Макгрегор, Наоми Харрис), невольно втянутые в эту чужую для них игру (он — преподаватель, она — адвокат), решают, что спасение человеческих жизней важнее всего. Тем самым вносят каплю гуманизма, которой оказывается достаточно, чтобы перевернуть мир.
Западное кино о человеке, о поступке, о моральном выборе — вот уже в который раз. Советская киношкола прямо–таки собаку в свое время съела на этой теме: казалось, что это и есть наш эксклюзив, и когда настала свобода, мы, по идее, и должны были бы прославиться с этим жанром во всем мире. Но ничего этого не случилось. Вся эта мораль была талантливо снята — вспомним хотя бы телефильм Михалкова "Без свидетелей" (1983), — но ее хорошо снимали, пока были сверху разнарядки на эту мораль. Режиссер Миндадзе рассказывал, что "кино о человеке" было в свое время спасением для думающего, небанального режиссера: под это дело можно было протащить на экран какой–никакой, а конфликт. Но как только кончился госзаказ — вместе с советской властью, — вся эта мораль растворилась в воздухе.
Удивительно, но единственная польза от возвращения госзаказа (примерно с середины 2000–х) была бы в том, чтобы государство выделяло деньги на серьезное, не имеющее кассы и не окупающее себя, но такое важное кино — как стать человеком. Однако ничего подобного опять–таки не случилось: все госденьги пошли на батальное патриотическое стрелялово, на подводные съемки и съемки в небе.
А вместо нас "моральным кино" занялся Запад, который, как нам тут рассказывают, "погряз в разврате".