Чем заканчиваются истории с добровольными взносами на имиджевые проекты

История с добровольно-принудительными взносами на строительство Яхтенного моста в Петербурге обернулась недоуменными вопросами строителей. Набережную перед "Зенит-ареной" за бюджетные 1,8 млрд рублей обустраивает московская компания, а скидываются на строительство пешеходного моста к "Зенит-арене" примерно на ту же сумму петербургские подрядчики.

К ЧМ-2018 по футболу нужно построить не только многострадальный стадион на Крестовском острове, но и пешеходный мост к нему. У города не оказалось необходимых 2 млрд рублей на мост. Сначала Смольный собирался получить их от инвесторов. Но те изучили перспективы извлечения прибыли и, видимо, поняли, что прибыли не будет.  
Тогда вице-губернатор Игорь Албин уговорил крупнейших петербургских господрядчиков "Метрострой", "ВАД", "АБЗ-Дорстрой", "Возрождение" и "Пилон" скинуться на мост. Они уверенно утверждают, что сами проявили инициативу, заботясь об имидже города.   
Но есть мнение, что скинуться им пришлось после очень и очень настоятельных просьб Игоря Албина. При этом добровольцам пообещали победы в грядущих конкурсах и лояльность власти. А взнос каждой компании рассчитали в добровольно-принудительном порядке исходя из объема портфеля ее госзаказов (в таком случае раскошеливаться приходится в основном "Метрострою").
Тем не менее ни лояльности, ни каких-то новых больших контрактов для добровольцев пока не наблюдается. Из указанного списка жаловаться не на что разве что "Пилону". По крайней мере, на поверхности причин для жалоб не видно, что, впрочем, не означает, что их нет. У остальных подрядчиков дела, очевидно, далеки от идеала.
"АБЗ-Дорстрой", который в прошлом году получал треть всех заказов на текущий ремонт дорог, в этом году в большинстве конкурсов проиграл. А выиграл почти во всех этих конкурсах "Орион-плюс", получивший таким образом подряды на 1,6 млрд рублей. Среди добровольцев-спонсоров "Орион-плюс" не числится, а числится "АБЗ-Дорстрой".
Кроме того, заводы группы "АБЗ" и компании "ВАД" собираются перевезти из Коломяг из-за жалоб жителей. О чем думали девелоперы, застраивая территории вокруг заводов, которые стоят там много лет, - загадка. О чем думали жители, покупая квартиры, и почему раньше не требовали переезда производств, - тоже загадка. Так или иначе чиновники пошли навстречу именно жителям, а не бизнесу. А для бизнеса переезд будет стоить миллиарды, что очевидно. И с учетом дефицита бюджета можно предположить, кто будет в добровольно-принудительном порядке выделять эти миллиарды.
Еще одного добровольца, компанию "Метрострой", и вовсе ежемесячно то обыскивают, то тащат в суд, то выставляют претензии. Да и глава "Метростроя" Вадим Александров особой радости по поводу работы своей компании на господрядах не проявляет, и нередко описывает многочисленные трудности, с которыми компании приходится сталкиваться.
Но окончательно анекдотичной историю с Яхтенным мостом делает не судьба спонсоров моста, а конкурс на благоустройство набережной перед "Зенит-ареной". Это благоустройство стоит 1,8 млрд рублей, то есть практически столько же, сколько и мост. Есть мнение, что прибыль от этих работ у подрядчика будет внушительная, гораздо выше минимальных 10%, на которые обычно ориентируется бизнес.
На конкурс претендовало "Возрождение" и другие петербургские подрядчики. Мало кто сомневался, что "Возрождение" победит. Ну или если не "Возрождение", то кто-то еще из петербургских фирм, которые потом взяли бы "Возрождение" на субподряд как минимум для укрепления стенок набережной, потому что компания на этих работах специализируется, говорили на рынке.
Однако конкурс выиграли москвичи, которые в Петербурге до сих пор практически не работали. Контракт с московским "Леокамом" заключили 4 апреля, и довольно оперативно выдали подрядчику 225 млн рублей аванса, что следует из допсоглашения на портале госзакупок.  
Получается удивительная ситуация: на набережную 1,8 млрд рублей есть, а на мост почти той же суммы - нет. И те деньги, которые в бюджете на "околостадионные дела" есть, уходят московским подрядчикам. А те деньги, которых на "околостадионные дела" нет, собирают с петербургских подрядчиков.
Остается владельцам хостелов, которые в преддверии ЧМ-2018 оказываются вне закона, скинуться на парочку гостиниц, а то их тоже к ЧМ не хватает. Девелоперам на достройку стадиона скинуться уже предлагали, так что об этом уже и не пошутишь.
Больше того, совершенно серьезно, скинуться предложили рестораторам Крестовского острова. Потому что если вы думаете, что 1,8 млрд рублей из бюджета хватило на благоустройство всей набережной перед стадионом, то вы очень сильно ошибаетесь. Этих денег хватило только на половину набережной. А вторая половина может состояться за счет рестораторов, например, которые вообще госзаказов отродясь не получали, в отличие от мостовых добровольцев. Вот такая инвестиционная политика.
Комментарий комитета по развитию транспортной инфраструктуры по данной теме:
У каждого участника Ассоциации строителей по содействию развитию транспортной и спортивной инфраструктуры "Открытое пространство" на сегодняшний день собран приличный портфель заказов в Санкт-Петербурге. Так, ЗАО "Пилон" возводит в городе объектов транспортной инфраструктуры на общую сумму 22,8 млрд рублей, ЗАО "АБЗ-Дорстрой" - 8 млрд рублей, ЗАО "ВАД" - 6,92 млрд рублей, ЗАО ПО "Возрождение" – 3,7 млрд рублей. У ОАО "Метрострой" общая сумма всех контрактов составляет порядка 120 млрд рублей. Кроме того, уже размещены ряд государственных контрактов и до конца года планируется разместить еще заказов примерно на 10 млрд рублей. Участники "Открытого пространства" могут принять участие в данных конкурсах на общих основаниях.