Удастся ли найти политический подтекст в Евровидении-2016

Любители поп-музыки не унимаются и теперь пишут петиции с требованиями пересмотреть итоги Евровидения. Они усмотрели там политический подтекст. Между тем подтексты в таких вещах - как показывает практика, материя неуловимая.

Итоги прошедшего в минувшие выходные Евровидения-2016 волнуют едва ли не больше, чем подробности празднования Дня Победы. СМИ с удовольствием рассказывают, как десятки и сотни тысяч подписываются под петициями с требованиями пересмотреть итоги конкурса. Авторы обращений полагают, что первое место певице Джамалы, представлявшей Украину, было отдано благодаря политическим интересам.
Вообще, оспаривать результаты конкурсов — не самое благодарное дело. Протестовать против того, что конкретно представителя твоей страны засудили и сплавили, — это по крайней мере объяснимо. Жаловаться на то, что победил просто не тот, кого бы ты был согласен видеть на первом месте, — это уже следующий уровень развития чувства национальной обиды.
Никто не настаивает на том, что первое место должен был непременно занять Сергей Лазарев из России, который занял вполне приличное третье место и вроде бы доволен. Бородатых женщин на этот раз не было. Победи кто угодно еще, хоть Австралия (кстати, что она делает на европейском конкурсе?), и вопросов бы не было ни у кого. Речь в петициях идет о свержении с пьедестала именно Украины. То есть те, кто требует пересмотра итогов, вдохновляются ровно такими же политическими интересами, против которых они вроде бы выступают.
Джамала спела о депортации крымских татар в 1944 году. Что ж, она ведь и есть татарка, почему бы ей не спеть о трагедии своего народа. И на самом деле вполне резонно предположить, что на общем сливающемся фоне песен ни о чем жюри зацепила единственная песня с остросоциальной тематикой. Это как раз нормально.
Был или нет политический подтекст в решении жюри — вопрос философский, который можно задавать на каждом соревновании, где есть жюри. Может быть, в какой-то мере и есть.
По поводу подтекста можно вспомнить одну давнюю историю, совершенно не музыкальную: в сезоне 2003/04 Кубок России по футболу совершенно неожиданно выиграл футбольный клуб "Терек" из Грозного. Только-только на тот момент впервые в истории вышедший в Премьер-лигу, да еще и не игравший дома. Кубок остается единственным трофеем "Терека" — ни до, ни после клуб из Чеченской республики таких высот не досягал. Так же как ни до, ни после этого кубок не брал клуб из первого дивизиона.
Так совпало, что 9 мая 2004 года погиб в результате теракта президент Чечни и ФК "Терек" Ахмат Кадыров — за 3 дня до второго полуфинального матча и за 20 дней до финала. Ахмат Кадыров возглавил республику годом раньше, и с этого дня в России активно развивалась тема окончательного замирения Чечни, возвращения ее к мирной жизни и восстановления после кровопролитных войн.
Некоторые да что там, многие — болельщики подозревали, что успех "Терека", не только кубок, но и выход в Премьер-лигу (а по ходу турнира команда выдала 21-матчевую беспроигрышную и 10-матчевую победную серии), был обусловлен именно что политическими требованиями момента. Их подозрения укрепляли поздравления "Тереку" от Владимира Путина, который встретился с командой после финала.
Но эти подозрения оставались не более чем подозрениями. Телекомментаторы все объясняли тем, что возрождающейся республике, только что пережившей очередную трагедию, в этот момент просто очень нужна была победа. Как символ. Так ведь оно наверняка и было — просто парни напряглись как следует и сделали. Символ-то и правда был нужен.
Это всего лишь пример неуловимости такой материи, как политический подтекст. В символах ведь все нуждаются. А болельщики на то и болельщики, чтобы всегда быть недовольными.