Авиакомпания "Россия" сократила перевозку пассажиров в I квартале 2016 года на 21%

Автор фото: Сергей Коньков

Авиакомпания "Россия", основной поставщик пассажиров в Пулково, сократила объемы перевозок на 21%. Притом что спрос на Петербург со стороны иностранных туристов растет.

Авиакомпания "Россия" — "дочка" "Аэрофлота", базирующаяся в аэропорту Пулково, сократила перевозку пассажиров в I квартале 2016 года на 21%, до 863 тыс. пассажиров. Компания выполняет больше всего (40%) рейсов из петербургского аэропорта, и негативная динамика ее хозяйственной деятельности плохо сказывается на показателях авиаузла. Пассажиропоток Пулково, по данным Росавиации, сократился за январь–март 2016 года до 2,3 млн пассажиров, что на 6,3% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом за тот же период пассажиропоток всех российских аэропортов вырос на 1,6%, до 30 млн пассажиров.
Снижение пассажиропотока происходит из–за сокращения международных перевозок, в том числе вследствие закрытия авиасообщения с Египтом, Украиной, и Турцией, уточняют в Пулково.
Зато растет число иностранных туристов, желающих посетить Петербург. "Несмотря на общее снижение спроса на поездки в Россию, доля бронирований в Петербург выросла на 4%. Больше всего туристов в Петербурге этим летом стоит ожидать из Чехии, Южной Кореи, Греции и Германии. В прошлом году город был популярен среди жителей Турции, Великобритании и Белоруссии, на лето–2016 количество бронирований из этих стран сократилось", — говорит гендиректор онлайн–агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн.
Но желающие посетить Петербург интуристы не всегда могут прилететь сюда прямым рейсом из–за сокращения их частоты и количества. Все чаще иностранцы летят до Москвы, а оттуда добираются на "Сапсанах" — скоростные поезда с начала 2016 года перевезли 1,3 млн пассажиров, что на 35% выше уровня 2015 года.

Кто виноват?

Правительство Петербурга недовольно складывающейся ситуацией. Смольный передал имущество аэропорта на 30 лет (до 2040 года) в управление ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС)", учрежденному группой "ВТБ", германской Fraport AG (владелец и оператор франкфуртского аэропорта) и греческой инвесткомпанией Copelouzos.
Консорциум инвесторов, возглавляемый ВТБ , вложил 1,2 млрд евро в строительство нового международного терминала и реконструкцию мощностей Пулково. Смольный рассчитывал, что после реконструкции петербургский аэропорт постепенно превратится в хаб — пункт пересадки пассажиров с большим числом стыковочных рейсов, а пассажиропоток аэропорта достигнет отметки 35 млн пассажиров в год, что в 2,5 раза выше уровня 2015 года — 13,5 млн человек.
Прошло более года после запуска нового терминала, а доля транзитных пассажиров в аэропорту остается на минимальном уровне — не превышает 5%. Тогда как в крупнейших европейских хабах доля транзита свыше 50%. Более того, пассажиропоток Пулково сокращается, авиакомпании уходят из аэропорта, маршрутная сеть сужается.
Чиновники Смольного винят в этом группу "Аэрофлот", в которую входит авиакомпания "Россия". На совещании по вопросу развития маршрутной сети Пулково, прошедшем в конце апреля в Минтрансе РФ, председатель комитета по транспорту Петербурга Александр Головин заявил, что принятая в начале 2016 года стратегия авиакомпании "Россия" не предусматривает развитие хаба в Петербурге и практически не включает расширение географии полетов. На базе "России" "Аэрофлот" создал объединенную компанию, включив в нее еще двух "дочек" — "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии". В конце марта 2016–го объединенный перевозчик объявил о начале полетов. В Смольном считают, что стратегия развития "России" не соответствует интересам Петербурга и может отпугнуть инвесторов от крупных инфраструктурных проектов, в частности запуска электрички до аэропорта.

Что делать?

На запрос "ДП" о причинах снижения объема перевозок пассажиров и о том, что планируется предпринять для его увеличения, ни в "России", ни в "Аэрофлоте" не ответили. Зато в комитете по транспорту сообщили, что провели совещания с ВВСС и городским АО "Аэропорт "Пулково" и направили в Минтранс предложения по привлечению авиаперевозчиков.
"Новая мотивационная программа для авиаперевозчиков предусматривает существенные скидки на открытие (возобновление) маршрутов, увеличение частоты полетов. По цифрам пока рано говорить. На совещании 26 апреля министр транспорта Максим Соколов поручил создать межведомственную рабочую группу под руководством замминистра Валерия Окулова для анализа стратегии развития авиакомпании "Россия". На первом заседании группы будут обсуждать предложения по мотивационной программе", — добавили в комитете по транспорту, пояснив, что правительство Петербурга не отказывается от планов развивать Пулково как хаб за счет расширения географии полетов. "В приоритете для Петербурга дальнемагистральные высокочастотные направления — как международные, так и российские", — уточнили в комитете.
В ВВСС тоже не перестают совершенствовать бонусную программу для авиаперевозчиков. В обновленной недавно версии снижены требования к компаниям, претендующим на скидку (до 60%) с тарифа на обслуживание в аэропорту. Так, на скидку теперь могут претендовать авиаперевозчики, запустившие хотя бы один рейс в неделю по новому направлению (раньше скидку давали только за два рейса в неделю).
По мнению эксперта из компании "Пулково–Сервис", бывшего сотрудника Пулково и "России", чтобы петербургский аэропорт начал работать как хаб, нужно существенно увеличить количество и частоту рейсов по международным направлениям. Хаб — это прежде всего зарубежные полеты. Его можно создать только тогда, когда есть ежедневные полеты хотя бы в основные города Европы и Азии, продолжает эксперт. Частота рейсов определяет развитие хаба, а ее должна обеспечить базовая компания. В этом плане по частотности и по ценам Москва всегда перебивала Петербург. В столице выше частота рейсов и поэтому дешевле билеты. И ставки обслуживания в аэропортах Москвы ниже.
В этом году одно из наиболее энергично развивающихся направлений — Крым. Но мы видим, что авиакомпания "Россия" сокращает емкости перевозок. Развитие Крыма могло бы быть более эффективным, если бы "Россия" расширяла сотрудничество с туроператорами Петербурга, предлагала им блоки на регулярных рейсах, тем самым увеличивая объем перевозок. У нашей компании есть партнеры в Крыму, и мы готовы делать полетные программы. Но рейсов мало, билеты дорогие, и продавать туры в Крым, не имея гарантированных мест на рейсах, очень сложно.
Римма Бутакова
директор по туризму ГК "Пулково–Сервис"
В нынешней конфигурации рынка развитие Пулково как хаба бессмысленно. Во–первых, из–за сильнейшей конкуренции со стороны Москвы: через нее идет 85% всех перевозок. А значит, и стыковки происходят в Москве. Хельсинки тоже оттягивает часть потока. Вторая причина в том, что "Россия" потеряла самостоятельность. Если бы она была независимой компанией, базирующейся в Петербурге, то Пулково боролось бы за пассажиропоток с Москвой. А в условиях, когда "Россия" входит в группу "Аэрофлот" с базой в Шереметьево, это невозможно.
Борис Рыбак
генеральный директор компании Infomost