Петербургские промышленники расширили географию экспорта до 180 стран

Автор фото: Коньков Сергей
Открытие сборочного производства электроагрегатов АО "Звезда-энергетика".

Петербургские заводы расширили географию экспорта товаров со 163 до 180 стран и заработали $7 млрд. Правительство РФ разрабатывает специальную программу поддержки промышленных предприятий, производящих несырьевые экспортно-ориентированные товары.

За 2015 год петербургские предприятия продали за границу товаров на $7 млрд, сообщил первый заместитель председателя городского комитета по промышленной политике и инновациям Михаил Пензиев. По его словам, городские предприятия экспортируют товары уже в 180 стран. А в 2014 году перечень стран-импортеров петербургских товаров ограничивался 163 странами.
География поставок и ассортимент экспортируемой продукции после девальвации рубля стабильно растет. Так, петербургские автопроизводители в 2015 году, впервые в своей истории, начали экспортировать автомобили в дальнее зарубежье — Hyundai поставляет автомобили, произведенные в Петербурге, в Ливан и Египет. Остальные местные автопроизводители пока ограничиваются экспортом в Украину, Казахстан, Узбекистан и в другие страны СНГ.
Развитие экспорта продукции петербургской промышленности — одна из приоритетных задач промышленной политики Смольного, напомнил Михаил Пензиев.
В марте Смольный открыл Центр поддержки экспорта. Его главная цель — содействовать выходу петербургских производителей на иностранные рынки. Город готов поддерживать родных экспортеров материально. По словам вице-губернатора Петербурга Сергея Мовчана, планируется субсидировать расходы на транспортные перевозки и на адаптацию товара к международным стандартам.
Теперь специальную программу поддержки экспортеров обещает разработать Минэкономразвития. По словам директора департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития Артема Шадрина, программа позволит российским экспортерам повысить конкурентоспособность на мировом рынке. Причем поддержку получат не отдельные предприятия, а целые кластеры — отраслевые объединения предприятий на одной территории. Например, в Петербурге сформировано девять кластеров: фармацевтический, автомобильный, радиоэлектронный и прочие (в России 100 кластеров).
Каждым кластером руководит некоммерческое партнерство, учрежденное компаниями, входящими в кластер. Так, петербургские фармацевты (АО "Вертекс", ООО "Герофарм", ООО "НТФФ "Полисан") учредили НП "Медико-фармацевтические проекты. XXI век", которое управляет одноименным кластером. "Нужно понимать, по какому принципу Минэкономразвития будет отбирать участников программы", — заметил Дмитрий Чагин, директор НП "Медико-фармацевтические проекты. XXI век". — Кластеры — это не эфемерная субстанция, их развитие, развитие предприятий, входящих в них, во многом зависит от политики государства".
Бюджет разрабатываемой федеральной программы пока не определен. Ее окончательная версия, по словам Артема Шадрина, будет готова к концу сентября 2016 года, тогда же станут известны ее участники.