Суперскоростной "поезд будущего" Илона Маска с успехом прошел испытания в Неваде

Автор фото: hyperloop-one.com

В пустыне Невада успешно прошли испытания полуфантастического транспортного средства Hyperloop, воплощение которого 4 года назад задумал миллиардер Илон Маск. В США проектом занимаются три компании. Хотя одна из них предлагала запустить вакуумный поезд в России, пилотной площадкой для "транспорта будущего" станет Словакия.

В США 11 мая прошли испытания двигателя транспортной системы Hyperloop, сообщает Reuters. На полигоне в пустыне Невада управляемая электромагнитами тележка достигла скорости 180 км/ч. Таким образом, состоялось первое успешное испытание вакуумных поездов, о создании которых инвестор Илон Маск — миллиардер, основатель автомобильной компании Tesla Motors и космического стартапа SpaceX — заявил еще в 2012 году.
Впервые идея электрического поезда на магнитной подушке была предложена в начале XX века российским профессором Борисом Вайнбергом, в 1970-х годах ее развил американский физик Роберт Солтер, позже разработкой занимались в Германии, Японии и Китае. Однако воплотить идею и создать работающий коммерческий прототип предложил именно Илон Маск. Hyperloop One по плану должен начать регулярные грузоперевозки уже в 2019 году, а перевозки пассажиров — в 2021 году.

Удешевить и ускорить

Тестирование двигателя для вакуумного поезда проекта Hyperloop состоялось 11 мая на полигоне в пустыне Невада, севернее города Лас-Вегас. Для испытаний построили участок рельсов длиной 1 км. Тележку размером с автомобиль при помощи электромагнитов разогнали до 180 км/ч, после чего остановили с помощью специальной "песчаной ловушки".
Как заявил Роб Ллойд, исполнительный директор Hyperloop One, в интервью The Wall Street Journal, тестирование показало, что такой способ передвижения вполне рабочий. На данном этапе компания поставила перед собой задачу кардинально сократить стоимость работ. "Мы снизим себестоимость Hyperloop до двух третей стоимости строительства железной дороги, но при этом обеспечим скорость передвижения в 3 раза больше", — отметил Роб Ллойд.
В планах компании к концу 2016 года достроить трехкилометровый испытательный участок и запустить капсулу в трубе с пониженным давлением со скоростью 1100 км/ч. Для этого на полигоне в районе Лас-Вегаса уже подготовлены специальные надземные трубы, по которым будет двигаться Hyperloop.
По словам Роба Ллойда, компания планирует начать регулярные грузоперевозки уже в 2019 году, а перевозки  пассажиров — к 2021 году. "Мы практикуем быстрое и масштабное строительство, используем роботизированную сварку. То, что в человеческом представлении должно занимать годы, у нас занимает кварталы", — заявил Reuters представитель Hyperloop One.

Идея XIX века

Первый проект поезда, который будет двигаться в тоннеле с разреженным воздухом, был предложен еще в начале XIX века англичанином Генри Пинкусом. С тех пор идея транспортного средства, которое будет перемещаться с помощью магнитной левитации внутри труб, совершенствовалась и была запатентована десятком ученых в разных странах мира.
Первые опыты поставил в 1911-1913 годах в Томском технологическом институте профессор Борис Вейнберг. На лекции в Петербурге он представил свою работу "Движение без трения", а в 1917 году опубликовал статью о вакуумных поездах в американском журнале Popular Science. Начинания Вейнберга получили продолжение в работах немецкого физика Гермена Кемпера, японского профессора Кенойя Одзава и американского ученого Роберта Солтера. Однако за коммерческую реализацию выступило только правительство КНР, которое планирует к 2020 году реализовать проект рельсового поезда в подземном тоннеле с пониженным давлением воздуха.
Илон Маск впервые заявил о разработке Hyperloop в июле 2012 года, в ответ на проект высокоскоростной железной дороги стоимостью почти $70 млрд, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. В 2013 году Маск предложил концепцию транспорта, который будет в 2 раза быстрее самолета и в 4 раза быстрее скоростного поезда.
Согласно 57-страничному документу Hyperloop, транспортная система будет перемещать пассажирские капсулы на 28 человек внутри трубы, где поддерживается давление в одну тысячную от атмосферного. В таких условиях капсула будет испытывать гораздо меньшее сопротивление воздуха, что позволит ей достигать скорости 1000 км/ч.
Разгонять поезд должны линейные двигатели, стартер которых размещен в контактных рельсах внутри трубы. Остатки воздуха Маск предложил использовать для создания воздушной подушки. Расположенные в носу транспортной капсулы специальные направляющие и вентилятор должны отправлять встречный поток воздуха под днище капсулы. Сам тоннель будет размещен над землей на специальных устойчивых опорах.
Запускать электрические двигатели предполагалось с помощью солнечных батарей, размещенных на конструкции тоннеля. При этом, по замыслу Маска, излишки энергии принесут $25 млн ежегодно для компенсации расходов на эксплуатацию. При стоимости билета $20 затраты в $7,5 млрд окупились бы через 20 лет. Первую подобную трассу предлагалось построить между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом.
После публикации концепта Маск заявил, что слишком занят в Tesla и SpaceX. Разработать конкретные технические решения и реализовать коммерческий старт проекта инвестор предложил всем желающим. Позже миллиардер организовал несколько конкурсов по разработке шаттла и подключил SpaceX к созданию тестового полигона.

Россияне в теме

Претворять идею Маска в реальность взялись две независимые американские компании, в которых ключевую роль играют ведущие сотрудники SpaceX. Эти предприятия конкурируют между собой и разрабатывают собственные варианты развития концепции вакуумных поездов.
Так, Hyperloop Transportation Technologies (HTT) планирует запустить проект высокоскоростных перевозок за пределами США, а также предлагает использовать магнитную левитацию вместо воздушной подушки. К слову, за 2 дня до испытаний конкурента компания объявила о лицензировании технологии пассивной магнитной левитации. Hyperloop Technologies, которая в мае переименовалась в Hyperloop One, предлагает прежде всего развивать направление грузоперевозок и отказаться от солнечных батарей.
Первой на реализацию проекта Маска заявилась HTT. Компанию возглавили сооснователь JumpStartFund Дирк Алборн и президент SpaceX Гвинн Шотвелл. Этот стартап организован волонтерами, которые вовлечены в проект в обмен на акции компании. В частности, в HTT бесплатно работают более 500 инженеров из NASA, Boeing, SpaceX, Cisco Systems, а также Гарвардского университета и Школы архитектуры и дизайна Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
В феврале 2015 года HTT заявила о строительстве тестового пятикилометрового трека в районе экогорода Долина Квея в Калифорнии. Команда планирует запустить его в эксплуатацию в мае 2016 года, инвестиции в проект на уровне $100-150 млн стартап планирует привлечь с помощью IPO.
В августе Дирк Алборн объявил о партнерстве с международной проектировочной компанией Aecom и компанией, занимающейся вакуумным оборудованием Oerlikon Leybold Vacuum. Эта швейцарская компания участвовала в строительстве адронного коллайдера, ее совладельцем является российский бизнесмен и президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг.
Hyperloop One возглавляет первый инвестор сервиса Uber, основатель венчурного фонда Sherpa Ventures Шервин Пишевар. В 2013 году он привлек к разработке проекта администрацию президента США, заручился поддержкой группы инвесторов и переманил в команду ведущего инженера SpaceX Кевина Брогана. Компания Пишевара делает ставку на испытательный полигон в Неваде.
Накануне тестовых стартов Hyperloop One объявила о привлечении $80 млн инвестиций. Помимо восьми крупных инвесткомпаний на предложение откликнулся, в частности, российский фонд Caspian VC Partners (CVC) совладельца группы "Сумма" Зиявудина Магомедова. При этом российский миллиардер инвестирует в проект уже во второй раз. Кроме того, в строительство "транспорта будущего" $10 млн внес cовладелец группы ПИК Сергей Гордеев, однако бизнесмен не уточнил, в какой именно проект инвестировал.
В январе 2015 года третьим разработчиком Hyperloop стал сам автор концепции Илон Маск. На Техасском транспортном форуме он анонсировал строительство трека для Hyperloop в Техасе. Через полгода SpaceX объявила конкурс на дизайн капсулы, которая будет протестирована на строящемся полигоне в калифорнийском Хоторне.

Когда уже поедем

Изначально Илон Маск планировал, что работающий прототип проекта Hyperloop появится уже в 2017 году. В Hyperloop One обещают запустить пассажироперевозки к 2021 году, на год раньше анонсирован старт транспортной системы от HTT. Примечательно, что в январе 2016 года исполнительный директор HTT Бибоп Грест в интервью RT заявил, что Россия — "идеальное место" для строительства сети сверхзвуковых поездов из-за больших расстояний и большой плотности населения.
Грест подчеркнул, что переговоры о строительстве ведутся не только с одним из российских частных инвесторов, но и на правительственном уровне. "Могу сказать, что российское правительство заинтересовано в нашем проекте, потому что мы представляем альтернативный вид транспорта для передвижения по всему миру", — пояснил он. Конкретных деталей и сроков запуска проекта в России Грест не уточнил.
Через несколько месяцев глава HTT Дирк Алборн объявил о подписании с правительством Словакии соглашения о строительстве транспортной системы Hyperloop между столицами Словакии и Венгрии. Кроме того, рассматривается возможность постройки участка Братислава — Вена. Первый этап работ будет начат в Братиславе, стоимость проекта на этом этапе оценивается в $300 млн. Дата начала строительства также не называется.
Техническую реализацию проекта Hyperloop подвердила в ходе компьютерного моделирования исследовательская компания Ansys, а также специалисты NASA Glenn Research Center. Однако реализации "транспорта будущего" могут помешать другие факторы. Так, разработка и запуск инновационного продукта могут оказаться значительно более затратными по сравнению с традиционными транспортными проектами. Кроме того, строительство трассы Hyperloop, как и любого масштабного инфраструктурного проекта, может столкнуться с бюрократическими проволочками, проблемами обеспечения безопасности и противодействием со стороны крупных игроков транспортной отрасли.