Компания фигуранта "мусорного дела" Вадима Пичулина достроит детсад за 140 млн рублей

Обвинения в коррупции и уголовные дела не мешают петербургским предпринимателям и дальше заниматься бизнесом и получать госзаказы. На днях компания, связанная с фигурантом "мусорного дела", получила контракт на достройку детсада за 140 млн рублей.

Обвинения в коррупции, уголовные дела и скандалы не мешают петербургским предпринимателям и дальше заниматься бизнесом и получать госзаказы. Бизнесмен с судимостью может легко обойти запрет на участие в госзакупках. Для этого ему достаточно оформить компанию на доверенных лиц или родственников. Коррупционные скандалы и связанная с ними репутация и вовсе не влияют на развитие бизнеса.
Так, на днях компания "НордИнвестСтрой", связанная с фигурантом "мусорного дела" Вадимом Пичулиным, получила контракт на 140 млн рублей на достройку детсада на Октябрьской набережной рядом с ЖК "Ласточкино гнездо". Собственники компании — жена Вадима Пичулина, Анастасия Пичулина, и его бывший бизнес-партнер Игорь Комиссаров.
Подобных примеров — десяток. Судя по ним, понятие репутации компании — крайне расплывчатое и то, что может считаться испорченной репутацией, на практике не мешает бизнесу развиваться. Интересно, что такой критерий, как "репутация", периодически вводится заказчиками в конкурсную документацию. В таком случае репутацию оценивают баллами, и этот показатель влияет на выбор подрядчика. Правда, антимонопольная служба уже не раз выступала против этого.
Компания "НордИнвестСтрой" будет достраивать детсад на Октябрьской наб. Год назад конкурс на эти работы за 169 млн рублей выиграла СК "Нева". Садик собирались открыть до конца 2015 года, но подрядчик выполнил работы лишь на 82,9 млн рублей, не уложился в сроки, и в марте этого года контракт с ним был расторгнут. Теперь конкурс на 140 млн рублей выиграла компания, принадлежащая доверенным лицам Вадима Пичулина. Единственным ее соперником оказалась небольшая петербургская компания "ПитерСтальКонструкция". Правда, в УФАС по Петербургу уже поступила жалоба с указанием на разницу в 54 млн рублей — между начальной ценой 169 млн рублей, заплаченными участнику 82 млн рублей и назначенной теперь стоимостью завершения реконструкции 141 млн рублей.
Сам Вадим Пичулин, бизнесмен и депутат муниципалитета "Морской" (Приморский район), летом 2013 года был объявлен в федеральный розыск. Вскоре его арестовали в рамках так называемого "мусорного дела" о выделении сотен миллионов рублей на рекультивацию свалок в Приморском районе. По этому же делу также были арестованы многие чиновники, а глава района ушел в отставку.
Компания Вадима Пичулина "Темп" тогда получила 270 млн рублей, но выполнила работы по рекультивации Приморского района лишь на 96 млн рублей. Предприниматель был осужден на 4 года условно. На момент задержания он также руководил фирмой "Артлэнд", одним из совладельцев которой был Игорь Комиссаров, нынешний совладелец "НордИнвестСтроя". В "Артлэнде" у Игоря Комиссарова сохраняется доля 30%. Ранее "НордИнвестСтрой" был "дочкой" "Темпа" и тоже работал в Приморском районе по госзаказам на благоустройство.
В комитете по строительству, который выступает заказчиком работ, говорят, что "НордИнвестСтрой" выиграл конкурс законно, в соответствии со всеми нормами и требованиями. Равно как и участие компании в конкурсе - совершенно законное, отмечают в комитете.
Это не первый госзаказ, который достается "НордИнвестСтрою" после скандального "мусорного дела". В 2014 году компания получила подряд на реконструкцию здания городской станции по борьбе с болезнями животных за 1,2 млрд рублей. Подрядчик должен был снести существующее здание на Лиговском пр., 291, и построить на его месте новый комплекс.

Успешные и знаменитые

Единственным соперником "НордИнвестСтроя" в конкурсе была московская компания "СтройФасад", которая ранее выиграла конкурс на реконструкцию петербургской консерватории. Также над реконструкцией работала компания "Балтстрой". Ее гендиректор в марте этого года был арестован по делу о Минкульте, а вскоре арестован был и Дмитрий Михальченко, владелец холдинга "Форум", в который входит "Балтстрой".
Кроме того, недавно Счетная палата РФ объявила о нарушениях на 300 млн рублей в ходе работ при реставрации консерватории. Впрочем, их госзаказчик, ФГКУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", обещал устранить нарушения.
"Балтстрой" тоже продолжает работу, несмотря на уголовное дело против руководителя компании. Сейчас с "Балтстроем" заключен десяток госконтрактов на реставрацию, в частности, здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове и церкви Святой Троицы. Правда, некоторые конкурсы, в которых участвовала компания, Минкульт приостановил. Также, как ранее отмечал "Коммерсант", "Балтстрой" связан со своим конкурентом — учрежденной ФСО госкомпанией "Атэкс": один из экс-топ-менеджеров "Балтстроя" Станислав Кюнер сейчас работает в руководстве "Атэкса". В результате компании делили между собой основной объем реставрационных подрядов и даже порой передавали их друг другу.

Ничто не остановит

Так, компании "Петроком" судебный бэкграунд не помешал продолжить работу по госзаказу и даже самой подавать в суд на Смольный. Компания получила три контракта на реконструкцию корпусов 40-й больницы в Сестрорецке за 1,8 млрд рублей, на строительство детской школы искусств (ДШИ) в Ломоносове за 512 млн рублей и шести бюджетных домов на Дальневосточном проспекте.
"Петроком" известен как фигурант "трубного дела" 2010 года, которое, однако, в 2014 году развалилось. В нем было замешано руководство городского комитета по энергетике и несколько подрядчиков. Они меняли трубы теплоснабжения, устанавливая вместо них не новые, а бывшие в употреблении. Первоначально сумма ущерба городскому бюджету оценивалась в 3,2 млрд рублей, потом снизилась до 45 млн рублей. Но стоит отметить, что в 2014 году Андрей Кадкин, при котором "Петроком" был фигурантом "трубного дела", перестал быть владельцем компании.
Также печальная слава обанкротившегося "Дорожника-92" не помешала ее преемнику, компании "ЕвроАвтоДор", получить госзаказы на несколько сотен миллионов рублей на ремонт дорог. Связь двух компаний прослеживалась легко. "Евроавтодор" был зарегистрирован в марте 2013 года, а накануне обанкротился другой крупный подрядчик "Дорожник-92", который брал кредиты в Балтинвестбанке на сотни миллионов рублей. Балтинвестбанк уступил права требования по долгам "Дорожника-92" "Евроавтодору". При этом "Евроавтодор" тут же возглавили экс-сотрудники только что провалившего госзаказы "Дорожника-92". В результате "Евроавтодор" провалил работы, контракты с ним расторгли.
В 2014 году в Петербурге госзаказ получило красноярское СМУ №21, которое по заказу комитета по строительству строило детский садик за 125 млн рублей. Его гендиректор оказался фигурантом уголовного дела и героем громкого скандала вокруг золотодобывающей компании "Карат" в Якутии, о чем "ДП" подробно рассказывал. Больше того, работы на объекте велись еще до официального проведения конкурса и победы подрядчика. Однако конкурс был благополучно проведен.  
Московская компания "Спэлл" на момент прихода в Петербург в том же году была уже широко известна на московском рынке своими долгами и скандалами. Однако она получила госконтракты более чем на 2 млрд рублей. В результате фирма провалила работы, так и не завершив их.
Успешно продолжает работать компания "МК-20СХ", несмотря на то что в 2013 году из-за связанного с ней скандала уволен был заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры, курирующий вопросы ремонта. Компания начала ремонт трамвайных путей на пересечении площади Репина и набережной Фонтанки, а также на Старо-Калинкином мосту без ордера ГАТИ и разрешения от заказчика, из-за чего город встал в пробки. При этом до апреля 2013 года одним из собственников "МК-20СХ" был племянник зампредседателя КРТИ Антона Суханова. Комитет пытался расторгнуть контракт с "МК-20СХ" на ремонт пересечения площади Репина с набережной Фонтанки, так как в заявке подрядчика были обнаружены фальшивые документы, но не мог это сделать.
Собственники компании сменились, и она продолжает успешно участвовать в конкурсах на госзаказы, больше того, занимает лидирующие позиции на рынке ремонта трамвайных путей в Петербурге. Например, в прошлом году она стала единственным претендентом на два контракта по достройке продолжения Комендантского проспекта и реконструкцию Богатырского проспекта почти за 640 млн рублей.
Ранее эти работы выполняла компания "Акрос", которая их проводила. Изначально подрядчик обязался выполнить все работы еще в ноябре 2013 года. При этом еще летом 2013 года компания "Акрос" попала в реестр недобросовестных поставщиков, а проблемы в компании и вопросы к ее работе появились задолго до этого. Тем не менее долгое время фирма успешно работала по госзаказу.