Из-за кризиса петербуржцы стали меньше есть

Автор фото: Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. На предприятии по производству сыра и сливочного масла «Нева Милк».

Петербуржцы тратят денег на жизнь все больше, а покупают товаров все меньше. Из-за роста цен (на 2,7% с начала года) горожане вынуждены ограничивать свои расходы и выбирать между едой и прочими товарами.

По подсчетам Росстата, инфляция в Петербурге в 2015 году составила 13,2%. За I квартал 2016-го цены на товары и услуги подскочили еще на 2,7%. Больше всего подорожали продукты питания — на 3,7%, непродовольственные товары выросли в цене на 2,5%, услуги — на 1,9%.
При этом оборот розничной торговли в Петербурге в I квартале сократился на 1% (за весь 2015 год — на 5%). Это означает, что горожане стали менее энергично заполнять свои корзины в магазинах и выбирают самые дешевые товары.
В прошлом году петербуржцы купили еды и напитков на 410,2 млрд рублей — на 2,6% меньше, чем за 2014 год. В I квартале 2016-го продолжившийся рост цен все же дал о себе знать: оборот розничной торговли продовольствием вырос с начала года на 1,3%, до 107 млрд рублей с небольшим. Но если мы вспомним об инфляции (а еда за 2015 год в Петербурге подорожала на 14,6% и за I квартал 2016-го — еще на 3,7%), то окажется, что никакого роста нет.
Фиксированный набор потребительской корзины (включает необходимый минимум еды, непродовольственных товаров и услуг) в марте этого года стоил 14,9 тыс. рублей, в марте прошлого — 13,88 тыс. рублей. То есть подорожал на 7,3%.
Эти выводы подтверждает и исследование компании "Ромир": за I квартал средний чек в магазинах Петербурга подешевел на 20%: с 810 рублей в январе до 648 рублей в марте.
В апреле "Ромир" опросил россиян и выяснил, что более 70% граждан из-за кризиса перешли в режим жесткой экономии. Они переключились на более дешевые марки и продукты (по такому пути пошли 31% наших соотечественников), вместо обычных магазинов и учреждений сферы услуг полюбили дискаунтеры (28%) и охотятся за товарами со скидками (26%). Причем 43% потребителей стали экономить на еде, а 31% — на одежде.
Заместитель гендиректора исследовательской компании GfK Rus Сергей Яшко отмечает: структура потребительской корзины россиян изменилась. Заметно выросли продажи бакалеи, недорогих видов мяса, товаров для кулинарии. Исследование GfK Rus показало: существенно выросли продажи борщевого набора (картофеля, свеклы, моркови). Упали продажи готовой консервации, замороженных овощей и фруктов. Все это признаки того, что россияне все больше готовят дома, считает Яшко.
Петербург не уклоняется от общероссийских трендов. Горожане стали есть меньше мяса. Его потребление снижается второй год подряд: в 2015-м упало на 3%, в 2014-м — на 2%, хотя с 2009 года непрерывно росло. Причем население перешло на более дешевый белок: вместо взлетевшей в цене говядины (почти на 40% за год) граждане стали есть более демократичную курятину и свинину. В итоге в прошлом году потребление говядины упало на 10%. Зато петербуржцы налегли на хлеб, картошку и крупы (потребление выросло на 5%).
Торговцы стараются удержать покупателей распродажами и скидками. В результате среди населения растет армия "охотников за скидками", которые кочуют из магазина в магазин и стараются покупать товары только на промоакциях. Это приводит к снижению маржинальности  и размыванию лояльности к брендам, резюмирует Сергей Яшко.