Кризис в строительстве? Работы идут

Генеральный директор «СтройСоюз СВ» Александр Пучков о том, как в кризис компания сменила спокойную стратегию развития на амбициозную

Строительство — одна из сфер, которые наиболее чувствительно реагируют на сложившуюся экономиче¬скую конъюнктуру. Традиционное мнение, что в подобной ситуации выживут лишь крупнейшие и новые экономические реалии — не время для амбиций, ставит под сомнение громкий дебют конца прошлого года. О себе уверенно заявила не всем известная прежде компания «СтройСоюз СВ», выигравшая госконтракт на реализацию проекта регионального масштаба и общероссийской значимости. Девелопер будет строить новую сцену МДТ для одного из трех петербургских театров федерального подчинения. Проект реализуется в центре Петербурга, в нагрузку строителям «досталась» реконструкция казарм Семеновского полка.
Что побудило компанию взяться за столь непростую задачу с историческим «обременением», есть ли ресурсы для реализации масштабного проекта, и почему «крепкие середнячки» переходят к амбициозным стратегиям в столь, казалось бы, неподходящее для этого время, рассказывает генеральный директор «СтройСоюз СВ» Александр Пучков.
— Ваша компания дебютировала в прошлом году на рынке госзаказа и сразу — крайне удачно. Скажите, чего можно ждать от новичка?
— «СтройСоюз» — далеко не новичок на рынке, в этом году у нашей компании 15 летний юбилей. И практика за эти годы накоплена очень разносторонняя — от строительства крупных складских комплексов на Парнасе, в Шушарах и Буграх до работ на объектах в историческом центре — например, «Талион», многофункциональный комплекс «Преображенский» на Литейном, 26. Есть опыт жилищного строительства. В портфеле реализованных проектов — более 300 тысяч квадратных метров коммерческой, общественно-деловой и складской недвижимости. В том числе — уникальный спортивный комплекс Нова Арена для занятий практически всеми видами спорта, не имеющий аналогов в регионе; реконструкция арки Генерального штаба, включая монтаж металлоконструкций, устройство кровли и внутреннюю отделку; мультитемпературный логистический комплекс «Золотой век» площадью свыше 80000 квадратных метров. Годовой оборот ООО «СтройСоюз СВ» приближается к 10 миллиардам рублей.
Относительно «малая» известность широкой публике объяснима — мы преимущественно работаем в секторе B2B как генподрядчик. Компания развивается спокойно, не беря на себя повышенных обязательств, кредитной нагрузки. Просто ответственно и хорошо работаем.
— И все же, несмотря на то, что у «СтройСоюза» накоплена практика в разных строительных сегментах, до прошлого года компания была больше извест¬на как лидер на рынке возведения складской недвижимости. С чем это связано? Строительство складов — выгодный бизнес?
— Да, ранее направление было достаточно маржинальным, но сегодня ситуация, конечно, изменилась. Конечно, рынок перенасыщен. Объем импорта уменьшился и потребность в складских помещениях тоже, что связано в первую очередь с текущей ситуацией в экономике — только за прошлый год импорт сократился более чем на 35% по сравнению с 2014 годом. Соответственно падает потребность в складских помещениях. Но рано или поздно кризис закончится, и спрос вернется. Предпосылки для этого есть. Российские производители потихоньку наращивают свои объемы, например, сельское хозяйство в прошлом году росло на 4–8 процентов по разным сегментам. Думаю, спрос на склады постепенно будет восстанавливаться. Мы же сейчас осваиваем новые направления, для этого у нас есть и производственная, и кадровая база, и накопленные ресурсы.
— Вы планируете экспансию в другие регионы?
— Да. Мы рассматриваем Псковскую область, Москву, Московскую область. Сейчас изучаем эти рынки, ищем партнеров.
— В Москве, наверное, и так много желающих заработать…
— Желающих заработать много, желающих работать — не очень.
— Что с планами по рынку государственного заказа?
— Новая сцена МДТ — наш первый опыт в этом сегменте, но мы планируем его расширять. Скажем так: есть цель в перспективе года-полутора довести пакет объектов по госзаказу до половины в нашем портфеле. Остальное — оставить за частными инвесторами.
— Такие намерения связаны с тем, что у частных заказчиков сейчас нет денег?
— Отчасти. Подрядчикам, которые ответственно и качественно выполняют поставленные задачи, с государством работать проще, даже несмотря на непростые конкурсные процедуры. Если принятые обязательства исполнены на должном уровне и в срок, то деньги обязательно будут заплачены. То есть именно финансовых рисков, при выполнении всех условий, в этой сфере нет. По частным организациям сегодня возможны нюансы.
— На какие еще ниши вы нацелены? Вы собираетесь занять какой то определенный сегмент?
— Нет. Раньше у нас была достаточно четкая специализация — мы занимались преимущественно коммерческими и складскими помещениями. Сейчас уходим от жестких рамок, внимательно следим за открывающимися возможностями, взвешиваем проекты в разных сферах. Начинать, например, жилищные проекты прямо сейчас довольно рискованно в связи с резким падением платежеспособного спроса у населения, закредитованностью компаний, отсутствием доступа к длинным и недорогим день¬гам. Но мы наблюдаем за развитием ситуации и не исключаем для себя вхождения в недалеком будущем и в такие проекты.
Очень интересным для себя считаем направление по реконструкции зданий в историческом центре Петербурга. Потребность в этом огромная, а у нас есть все ресурсы, чтобы взяться за это дело.
— Для работы на рынке реконструкции нужны лицензированные специалисты, которых очень мало. У вас есть соответствующий персонал?
— Лицензированные специалисты нужны именно на реставрационные работы, доля которых, если речь идет о реконструкции здания в историческом центре, в общем объеме не так велика. «Стройсоюз», как крупная строительная компания, способна самостоятельно выполнить практически весь комплекс работ по реконструкции и обладает собственной лицензией КГИОПа для работы с памятниками архитектуры. В случае потребности могут быть привлечены дополнительные специалисты.
— На посту директора Вы находитесь недолго, вопрос управления и кадров стоит перед Вами?
Наша компания динамично развивается. У нас сильная, квалифицированная команда, позволяющая выполнять разнообразные задачи. Но время не стоит на месте и нам требуются достойные квалифицированные специалисты. Конечно, не очень помогает в этом общая ситуация, сложившаяся в обществе: в 1990 – 2000 годах был некоторый перекос в потребностях в образовании, никто не стремился стать инженером, все хотели быть менеджерами. Совершенно исчез сегмент среднего специального технического образования. И сейчас грамотного специалиста — начальника смены, участка, найти непросто. Хотя вузы инженеров выпускают, уровень подготовки достаточно слабый, из 20 – 30 приходящих к нам в компании остаются 1 – 2 человека. Но мы имеем возможность отбирать лучших, потому что наши зарплаты выше, чем в среднем по отрасли и мы обеспечиваем неплохой соцпакет.
— В одном из интервью основатель компании Александр Власов упомянул, что «Стройсоюз» принципиально никогда не брал кредитов. Изменилась ли эта позиция сейчас?
— Конечно, отсутствие долговой нагрузки — важный фактор, особенно в текущих экономических условиях. Но я бы не стал превращать это в обязательное правило. Если, рассуждая теоретически, мы сейчас возьмемся строить жилье, то нам придется привлекать заемные средства. Мы понимаем, что строить один дом никакой выгоды нет. На рынке жесткая конкуренция и, чтобы выходить на приемлемую прибыль, надо реализовывать объекты комплексного освоения территории, на сотни тысяч квадратных метров. Без заемных средств это просто невозможно. Кредит в данном случае позволяет развиваться. Сейчас нет необходимости брать кредиты, завтра она может появиться, и мы их возьмем.
— То есть вы готовы взяться за самостоятельные девелоперские проекты, выступить не только как генподрядная организация?
— Пока об этом говорить рано. Сегодня у нас есть очень важный и интересный объект — театр, есть другие стройки, есть склады, которые находятся в нашем управлении. В рамках строительства театра мы занимаемся реконструкцией казарм на Звенигородской, 7, которые будут входить в театральный комплекс. Это очень ответственная работа — ведь буквально рядом с казармами появится котлован глубиной 6 метров и нужно будет сделать так, чтобы выполняемые работы по строительству не повредили историческому памятнику.
— Помимо казарм рядом со стройкой есть и другие здания. Насколько они будут защищены?
— Современное проектирование объектов согласно нормативной документации и соблюдение технологий строительства позволяют проводить строительные работы, не влияя на окружающую застройку. Если во время проведения работ соседние здания каким то образом повреждаются — это следствие ошибки проектировщиков или строителей. Есть еще аспект сложной геологии в Петербурге. В то же время существует большой набор технологических решений подобных проблем, проработав проектировщиком и главным инженером проектов не один год я это знаю из своей практики. Приступая к реализации проекта новой сцены МДТ, мы проектируем все с большим запасом. Например, у нас один котлован по проекту 40 на 60 метров, мы зашпунтируем его стенки. Но по расчетам, давление грунта все равно будет значительным, есть вероятность, что оно согнет шпунт. Поэтому мы планируем делать трехуровневую раскрепительную систему, назначение которой — удерживать стенки котлована от осыпания, предотвращать смещение грунтов. Только после этого мы будем приступать к дальнейшим работам.
— Проходила информация о том, что на месте строительства будущего театра обнаружены археологические объекты. Их обнаружили строители? Как находка повлияет на реализацию проекта?
— Закон предписывает проводить археологические исследования при работах в исторической части города. Мы заключили договор с НИИ археологии, которое и ведет раскопки. В ходе экспедиции обнаружены остатки фундамента школы кантонистов (прим. — детей низших военных чинов, солдат). Сейчас материал передается на экспертизу, если фрагменты фундамента будут признаны ценными, они будут изъяты. На это время территория берется под охрану КГИОП, проведение работ до получения заключения экспертизы невозможно. Планируется, что археологические исследования займут около двух месяцев.
— Вы считаете, что строительство театра — это поворотный момент в развитии компании?
— Театр — это очень интересный проект. Нужно создать с «нуля» современное, комфортное здание, насыщенное технологическим оборудованием. С другой стороны, реконструировать Семёновские казармы. Это большая и сложная работа, которая должна быть выполнена с мастерством и с деликатностью по отношению к окружающему району исторической застройки.
Это знаковый, очень важный проект, который в самом положительном смысле запомнится и нам, и театральному коллективу, всем любителям театра, да и всем горожанам. Мы очень рады возможности внести свой вклад в развитие театральной культуры Петербурга, оставить свой след в истории города. Да, это, безусловно, веха для нашей компании и мы считаем своей целью создать театр, не уступающий лучшим мировым образцам.