Первые электоральные рейтинги вызывают стойкое дежавю

Первые социологические опросы перед выборами начали представлять социологи. Пока результаты удручающие — политическое кровосмешение стало единственным видимым результатом последних 5 лет.

Из данных ВЦИОМ следует, что в целом россияне начали чуть больше интересоваться политикой — рейтинги подросли у всех ведущих партий. За "Единую Россию" готовы проголосовать 47,4% респондентов, за КПРФ и ЛДПР — по 9,6%, за "Справедливую Россию" — 6,2%. Это апрельские данные, и по сравнению с мартом немного улучшились показатели ЕР и ЛДПР (в марте 46 и 9,2% соответственно), заметно у СР (было 5,8%) и ухудшились у коммунистов (10,3%).
Впрочем, если брать последние 3 месяца, то видно, что по сравнению с декабрем по-прежнему не может вернуть позиции "Единая Россия", в конце 2015 года партию поддерживало 52,5%, а все остальные укрепляются — у КПРФ в декабре рейтинг составлял 8,4%, у ЛДПР — 6,5%, у "Справедливой России" — 5,3%. Растут все, кроме партии власти, что совпадает с постоянно высказываемой руководством страны тревогой за ее результаты, маскируемой призывами к "честным выборам". В ежемесячных опросах ВЦИОМ принимает участие 1,6 тысяч человек.
Остальные партии в опросе ВЦИОМ даже не разделены — все они проходят под общим заголовком "непарламентские партии" и сообща набирают 4,9%, что на грани проходного барьера. То есть в одиночку ни одна из других партий к барьеру, по-видимому, не приближается.
Главный опрос, однако, был презентован днем ранее — Фонд развития гражданского общества (возглавляет его бывший кремлевский чиновник Константин Костин) предъявил проведенный все тем же ВЦИОМ опрос, который констатировал мощную поддержку в обществе Владимира Путина. Результаты гласят, что Путина поддерживает абсолютное большинство, не менее 76%, совершенно во всех мыслимых слоях общества: и мужчины, и женщины; и бюджетники, и предприниматели, и работники частных компаний; и в городах, и на селе; и молодые, и старые; в общем, все-все-все. И сторонники КПРФ, и ЛДПР, и даже 64% несистемной  оппозиции — все одобряют Путина и готовы голосовать за него.
Бравурный доклад заканчивается торжествующим выводом: "президент Российской федерации В.В.Путин пользуется беспрецедентной поддержкой населения, "путинское большинство" продолжает сохранять стабильность и демонстрирует тенденцию к дальнейшему расширению".
Вообще, обычно опросы фиксировали куда более заметное расслоение; если считать представленную социологию установочной, то из нее следует только то, что никаких предпосылок для изменения картины не предполагается.
Пять лет назад рейтинги были точно такими же, плюс-минус 2-3%. Разве что стабилизировалась "Справедливая Россия", которой перед выборами-2011 предрекали чуть ли не полный распад. За 5 лет в России не изменилось ничего; хотя произошло вроде бы многое, и массовые протесты, и "болотное дело", и Украина с Крымом, и партийная эпопея Михаила Прохорова, и похождения Алексея Навального на выборах и в залах судов, и разрешение регистрировать партии, медведевская "оттепель" и путинские "заморозки", кризисы и санкции. Но проходит время, и мы видим все то же самое, что и 5, и 9 лет назад.
На самом деле интерес россиян к политике даже упал. В июне 2011 года, за полгода до выборов (тогда они проходили в декабре, а не в сентябре, как сейчас) рейтинг ЕР составлял, по данным того же ВЦИОМ, 47%, КПРФ — 10-11%, ЛДПР — 7-8%, СР — 4%. По сравнению с апрелем 2011 года 3% набрала ЕР, 2% потеряла СР. Сейчас, за 4 месяца до выборов, то есть тогда, когда рейтинги у всех должны быть повыше, популярность партий за исключением ЛДПР находится на уровне весны-2011. И тогда, как и сейчас, рейтинги "единороссов" вытягивал Владимир Путин.
Через 5 лет, несмотря ни на какие либерализации, в стране не оформилось новых заметных в масштабе страны политических сил — пускай в виде проектов. На арене все те же четыре партии ровно с теми же самыми рейтингами. Это исключительно бренды — известность их политиков, за исключением бессменных лидеров, в целом стремится к нулю. Куда делись все те люди, которые голосовали за Прохорова? Даже если вывести за скобки несистемную оппозицию, общество, недовольное ну хотя бы какими-то частностями в политике государства, должно было составить запрос на реформы и перемены, расширив чью-то электоральную базу. Но этого не происходит, нет ни запроса снизу, ни призывов сверху. Призывы позволяют себе только люди, в выборах не участвующие, будь то Сергей Глазьев, Алексей Кудрин или тот же Навальный.
Занятие политикой теряет смысл в таких условиях. В России так: хочешь заниматься политикой — не связывайся с партиями. Абсурдно, но факт. Поэтому партии по-прежнему инертны и часто малоразличимы; под сенью непререкаемости Владимира Путина в стране случилось политическое кровосмешение, которое ведет к политическому вырождению.