"ДП" узнал, какими новыми необычными прогулками экскурсоводы заманивают туристов

Автор фото: Ковалев Петр
Туризм.

Прогулки по путинским местам и заброшенным заводам пришли на смену классическим экскурсиям по Петербургу. Рост внутреннего туризма и конкуренция за этот турпоток вынуждает участников рынка искать новые нестандартные решения.

По официальной статистике, туристический поток в Петербург вырос за 3 года на 14% — до 6,5 млн человек, из которых 2,8 млн — иностранцы. В 2015 году город посетило на 3% больше гостей, чем в 2014-м.
Однако эти данные учитывают только организованный туризм и тех гостей, которые указывают именно туризм целью своего посещения. Значительная часть приезжающих, которые этим критериям не соответствуют, выпадает из учета. "Многие предпочитают приезжать самостоятельно, не покупая пакетные туры. Особенно это касается россиян из крупных городов. Они сами бронируют гостиницу и могут просто заказать отдельные экскурсии. Или предпочитают самостоятельно гулять по городу и посещать достопримечательности", — говорит руководитель направления приема в Петербурге компании "Вест тревел" Вячеслав Желтов.
По оценкам участников рынка, реальное увеличение турпотока из России составило 20-30%.
Нынешний год обещает еще более значительный рост числа гостей. "Поток туристов просто колоссальный! Конечно, прежде всего это связано с проходящим в городе чемпионатом мира по хоккею. Отели забиты, многие отказывают в размещении, когда мы к ним обращаемся, — у них все занято группами и индивидуальными туристами, приехавшими на чемпионат. Но и помимо болельщиков туристов очень много", — поделилась Наталья Тарасова из "ИТС-Тур".
Существенный рост спроса со стороны россиян привел к появлению множества новых нестандартных туристических маршрутов. "В основном они ориентированы на наших сограждан. Иностранцы прежде всего едут за классикой с русским колоритом: стандартный набор достопримечательностей плюс ужин с русской водкой", — говорит Наталья Тарасова.
"Большим спросом у туристов пользуется непарадная сторона Петербурга. Многие туристы приезжают в Петербург не в первый, уже видели основные достопримечательности. Поэтому им интересен неформальный Петербург — крыши, дворики, необычные парадные, заброшенные места. По большой части к нам в город приезжают москвичи на праздники и выходные", — рассказали в фирме "Небанальный Петербург".
Петербуржцев еще больше привлекают такие необычные экскурсии, добавляют в агентстве авторских экскурсий "Град Петра Великого".
"Тем, кто впервые приезжает в город, обычно хочется увидеть классический набор достопримечательностей, а потом посмотреть на Петербург с другой стороны. Например, посетить крыши, интересные дворы города. Петербуржцев еще больше привлекают такие необычные экскурсии", — рассказали в агентстве авторских экскурсий "Град Петра Великого".
Эта компания предлагает экскурсии на дамбу, а также тематические: например, "Евреи. Петербург" и "Бандитский Петербург".
Фирма Tripster приглашает пройтись по путинским местам. Ключевые пункты этого путешествия: "Роддом, где будущий президент появился на свет. Двор, где он в детстве гонял крыс. Школа, в которой хулигану Путину дали пионерский галстук. Флигель Юсуповского дворца, где убили Распутина, а Путин занимался дзюдо. Место первого свидания с калининградской стюардессой Людмилой".
Компания "Небанальные экскурсии и путешествия" предлагает прогуляться по классическим петербургским коммуналкам.
Агентство "Небанальный Петербург" разработало маршруты по местам съемок фильмов "Брат" и "Питер FM".
Фирма "Параллельный мир" готова показать наиболее интересные заброшенные промышленные здания города.
Расценки на такие услуги очень разнятся. Групповые пешеходные путешествия (группа от 10 человек) обойдутся в 500-1500 рублей с человека в час. Автомобильные — вдвое дороже. Ограничений по количеству клиентов не существует: фирмы готовы работать и с одним экскурсантом.
От Крыма до Китая
Наталья Тарасова рассказала, что за последний год появился новый тренд — образовательные туры. Приезжают группы школьников и выпускников из российских регионов, чтобы посетить несколько вузов, познакомиться с их программами, условиями приема и обучения. "Например, в марте мы принимали группу из Архангельска — ученики 9-10 классов. Они уже примерно представляют, куда хотят поступить. Мы устраивали им тур по вузам: СПбГУ, ИТМО, Морская академия имени адмирала Макарова с посещением знаменитого опытового бассейна, ГУАП и Архитектурно-строительный университет", — говорит Наталья Тарасова.
До сих пор в Петербург приезжали преимущественно жители ближних регионов: Пскова, Великого Новгорода, Карелии, Москвы. Теперь резко вырос поток из Тюмени, Перми, Красноярска, Новосибирска и других отдаленных городов.
"Едут люди не только из больших городов, как раньше, но и из маленьких населенных пунктов. Например, на майские праздники к нам приехали две школьные группы из поселка Кез, это Удмуртия. В поселке всего 18 тыс. жителей, и там всего две школы — от каждой мы приняли группу по 20 человек", — сообщил Вячеслав Желтов.
Растет спрос на туры с включением нескольких городов. Например, иностранцы в рамках одного тура хотят посетить Петербург, Москву и Крым. Гости из российских регионов — Петербург, Карелию и Ленобласть.
Набирают обороты и новые формы экскурсий. Например, с элементами интерактива, игры, квесты и мультимедийные программы. Такие продукты стали предлагать многие музеи, есть программы, связанные с историей города, с его достопримечательностями, интересными местами. Их заказывают и для детей, и для взрослых групп.
"Есть люди, которые не любят экскурсии, считают их скучными и неинтересными. Качество экскурсий на рынке очень разное, и многие могут вспомнить неудачный опыт, когда они скучали, пока экскурсовод рассказывал заученную программу, перечислял неинтересные факты и никого особо не хотел заинтересовать", — говорят представители компании Tripster. Нестандартные темы и формы проведения экскурсий сами по себе привлекают клиентов, особенно если их сопровождает интересный гид-рассказчик.
"Иностранцев больше интересует фольклорная тематика. Но и они тоже хотят не классической подачи материала, а интерактива. Например, недавно мы получили заказ от китайских туристов на мастер-классы русских ремесел", — отмечает Вячеслав Желтов.