Российские производители начали внедрять свои ноу-хау за рубежом

Продукция отечественного производства не пользуется популярностью у потребителей. Они уверены, что она хуже импортной. В результате российские разработчики внедряют свои ноу–хау за рубежом.

Несмотря на то что зарубежные товары существенно подорожали из–за девальвации рубля, россияне не хотят покупать продукцию российской промышленности. Институт Гайдара опросил предприятия и выяснил, что за последний год 37% из них сократили, а 16% — полностью прекратили закупки импортной продукции. Но лишь 9% респондентов нарастили закупки отечественных аналогов.
Население тоже не готово перейти на российские товары. По подсчетам фонда "Общественное мнение", 96% россиян считают, что невозможно отказаться от иностранного медицинского оборудования, от бытовой техники — 91%, автомобилей — 90%, а 83 и 79% соответственно не собираются лечиться российскими лекарствами и пользоваться косметикой из РФ.
Это очень тормозит развитие промышленности, утверждают производители. Многие разработчики предпочитают внедрять свои ноу–хау за рубежом.

Достучаться до заказчика

В Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) отмечают, что российские предприятия производят конкурентное с иностранным оборудование почти во всех сегментах телекома. Но операторы не хотят его закупать, каким бы высоким ни было его качество. Крупные государственные компании, такие как "Ростелеком", получили от Минпромторга и Минсвязи указания переориентироваться на российские продукты. Но вместо этого изучают предложения производителей из Юго–Восточной Азии, говорят в АПЭАП.
Это подтверждают и представители других отраслей промышленности. До заказчика тяжело достучаться, признается заместитель коммерческого директора ООО "Термотроник" (производит приборы учета коммунальных ресурсов) Даниил Талюкин. "Мы все делаем сами — от разработок до производства. Но мы не можем просто так заниматься разработками, не имея представления, где они будут внедряться. Нужно четкое задание. А его заказчики предоставлять не готовы", — говорит Талюкин.
"Заказчики не хотят пробовать что–то новое. Все привыкли к Siemens, Mitsubishi и не стремятся искать российские аналоги. Например, мы выпускаем блоки ЧПУ. Это полностью наша разработка, мы сами их производим. Они превосходят китайские по своим характеристикам. Но все по инерции покупают китайские блоки", — поясняет Вадим Петров, гендиректор ООО "Степмотор" (разработка, производство и продажа электронного оборудования).

Утечка мозгов

Непатриотичность заказчиков объясняется несколькими причинами.
Крупные предприятия, как правило, оснащены импортным оборудованием, менять в нем отдельные блоки на отечественные никто не станет. А полностью переоснастить все производство невозможно, говорят в Союзе машиностроителей России.
Президент группы компаний Quadro Electric Виталий Млынчик добавляет: требования госзаказа к производителям очень жестки, государственные компании не могут применять российские разработки, если они не прошли апробацию в ходе эксплуатации.
Вторая причина — стереотип, что "российское — значит некачественное". Это мнение небезосновательно. Так, у потребителей есть нарекания к работе отечественной строительной и спецтехники. В компании "Управление механизации–1", заменившей Mersedes на КамАЗы, корреспонденту "ДП" рассказали, что один грузовик вышел из строя через 3 дня, второй — через неделю, а третий КамАЗ вообще не доехал до заказчика.
Из–за стойкости этого стереотипа даже хорошим отечественным продуктам крайне трудно пробиться к заказчику. Некоторые производители даже не пытаются продать свой товар в России, а сразу идут на внешние рынки, сообщили в фирме RexLex Nova (технологический брокер). Особенно это касается высокотехнологичной продукции.
Как сообщил директор ООО "Экспертный консалтинг" Руслан Кисс, его компания запустила производство ветрогенераторов в Германии. "Выдав нам сертификат, немцы поддержали проект социальными заказами от коммун. Там, в отличие от России, отлажена система господдержки новых высокотехнологичных проектов".
Качество отечественных товаров страдает из–за отсутствия перерабатывающей инфраструктуры. Особенно остро эта проблема стоит в сельском хозяйстве. "У нас, например, негде забивать водоплавающую птицу. На бойнях для кур нельзя забивать уток и гусей. Мы решили построить бойню, на это нужно $2–3 млн. Подходящего российского оборудования не нашли, хотели купить импортное. Но из–за санкций возникли сложности с кредитованием. Создали под этот проект европейскую фирму, наращиваем ее оборот сейчас, чтобы через год взять кредит в европейском банке, купить оборудование и построить в России бойню", — поделился Руслан Кисс.
Российская наука очень востребована во всем мире. Есть прорывные разработки, которые намного превосходят иностранные аналоги. Так, нам удалось вывести на международный рынок российскую невоенную авионику, хотя считается, что она неконкурентна. Для этого мы создали компанию в Швейцарии и вывели компанию под швейцарским брендом сначала на европейский, а потом и на американский рынок. Нельзя замыкаться на импортозамещении — это нас не спасет. Надо добиваться локального конкурентного преимущества.
Константин Окунев
генеральный директор RexLex Nova
Серьезным источником и местом применения перспективных разработок сегодня является оборонная отрасль. Правда, вы не найдете в открытых источниках информацию об этих продуктах и разработках. Тем не менее оборонно–промышленный комплекс ставит задачу расширения своего присутствия на гражданских рынках и ищет партнеров для этого. И здесь отечественные производители могут применить свои силы, найти заказчиков. Но из–за специфики оборонной отрасли промышленным предприятиям нужна помощь для связи с этими заказчиками.
Станислав Невзоров
член регионального совета СПб РО Союза машиностроителей России