Из-за чего на владельцев "Метростроя" обрушились обыски и проверки

Автор фото: Коньков Сергей
Девятое заседание Городского штаба по перспективному развитию метрополитена под председательством вице-губернатора Игоря Албина. Генеральный директор ОАО "Метрострой" Вадим Александров.

Эпоха безоблачных отношений и полного взаимопонимания между Смольным и "Метростроем" заканчивается. Чиновников не устраивает положение монополиста, они хотят увеличить контроль над распределением 80 млрд рублей госзаказа на подземку.

ОАО "Метрострой", петербургский монополист строительства подземки, который ежегодно получает контракты на десятки миллиардов рублей, стал объектом внимания правоохранительных органов. Вчера следователи пришли с обысками в банк "Невастройинвест" Николая Александрова — он вместе с отцом Вадимом Александровым владеет 37,3% "Метростроя" (по данным СПАРК).
Следователи проверяют возможный вывод за рубеж денег "Метростроя" и его субподрядчиков через этот банк, пишет "Фонтанка". Ранее следователи возбудили уголовное дело в отношении Андрея Горбатовского, первого зампредседателя "Невастройинвеста". Горабтовского подозревают в том, что он требовал деньги с бизнесменов за проведение операций по счетам. Правда, в "Метрострое" утверждают, что компания не ведет никаких дел с банком. 
Информация о причастности ОАО "Метрострой" к обыскам в офисах банка "Невастройинвест" является неверной. ОАО "Метрострой" не обслуживается в данном банке и не проводит операции через его счета. К сожалению, эта и другие подобные публикации наносят вред репутации нашей организации, формируют неправильное представление о компании в глазах общественности. Пользуясь случаем, мы обращаемся к журналистам с просьбой более ответственно подходить к составлению материалов и отражению своих субъективных мнений по отношению к деятельности ОАО "Метрострой".
ОАО "Метрострой"
официальный комментарий
Обыски в связи с деятельностью "Метростроя" проходят не впервые. В середине марта сотрудники ФСБ приходили в Дирекцию транспортного строительства и там изучали документы по работам "Метростроя". Дирекция подведомственна комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и является заказчиком работ по метростроению. Тогда же прошли обыски и в головном офисе "Метростроя".
После этого КРТИ обратился в суд — комитет взыскивает с "Метростроя" 77 млн рублей за невыполненные, по мнению КРТИ, работы. Речь идет об инженерной подготовке территории для строительства нового участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станций "Новокрестовская" и "Беговая".
Кроме того, следователи изучали и работу ГУП "Петербургский метрополитен". Нарушения в ней обнаружила Контрольно-счетная палата: более 6 млрд рублей, выделенных из бюджета на строительство станции "Адмиралтейская", могли быть потрачены не по назначению, заключили аудиторы КСП. Основание под вестибюлем станции построили за счет бюджета, хотя большая его часть используется для ТК "Адмирал", то есть в коммерческих целях, заключили они.
В отношении начальника ГУП "Петербургский метрополитен" Владимира Гарюгина было возбуждено уголовное дело по статье "Злоупотребление должностными полномочиями". В ГУПе и даже у него дома в прошлом году проходили обыски. Однако дело забуксовало.
Выручка и прибыль ОАО "Метрострой" (в рублях)
Источник: СПАРК

Кромешный ад

Еще несколько лет назад представить себе такие резонансные дела в отношении бессменного руководителя ГУПа и столь же бессменного подрядчика ГУПа было просто невозможно. Если раньше "Метростроем" гордились, то теперь городских чиновников не устраивает монопольное положение компании.
Дошло до того, что перестал церемониться и подбирать слова руководитель и совладелец "Метростроя" Вадим Александров — он открыто высказывает претензии к чиновникам. Так, на днях на заседании Городского штаба по метростроению в Смольном чиновники отметили, что "Метрострой" отстает от графика пробивки тоннеля Невско-Василеостровской линии (станции "Беговая", "Новокрестовская", строятся к ЧМ-2018 по футболу). В ответ глава "Метростроя" вскочил и разразился эмоциональной речью о том, что эти работы — "кромешный ад" и "полный провал", а проектировщики не учли сложные грунты, и теперь строителям приходится "героически выгребать воду ведрами", да еще и КРТИ задерживает деньги. Вице-губернатор Игорь Албин, проводивший совещание, попросил Александрова не жаловаться и напомнил: "Город помогает "Метрострою", а вы как будто пользуетесь своим монопольным положением".
Через полчаса все остыли. Представители КРТИ сообщили, что отставание касается только этого вида работ, а в целом стройка даже идет с опережением. Вадим Александров в беседе с журналистами засмеялся: "Да мало ли что я сказал!" — и ушел от ответа на вопрос о сумме, которую, по его мнению, "Метрострою" необходимо в первую очередь получить от КРТИ.  
Тем не менее напряженные отношения заказчика в лице Смольного и его подрядчика "Метростроя" трудно не заметить.
Мы считаем, что при строительстве новых линий метрополитена Петербурга, в конкурсе на выполнение таких работ должно участвовать, как минимум, две российских компании. Это позволит избежать монополии на данный вид работ. В настоящий момент мы видим монополию со стороны "Метростроя", что, к сожалению, негативно сказывается, в первую очередь, на стоимость прокладки новых линий метрополитена.
Юрий Прокопов
председатель комитета по машиностроению "Деловой России" в Петербурге
То, что метро в Петербурге строит только одна компания – в этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, я всячески приветствую конкуренцию, она должна быть. С другой стороны, проектирование и строительство метрополитена – это уникальная сфера, которая требует особого подхода, максимального кадрового и технического обеспечения, требует системы гарантий за безопасность потребителей – прежде всего, пассажиров. Поэтому главное не то, кто строит или проектирует, главное – как он это делает. В Петербурге, городе со сложными геологическими и погодными условиями, строительство метрополитена всегда отличалось нестандартными техническими решениями. "Метрострой" на протяжении многих лет успешно справлялся с задачами. Появление иных компаний тем или иным способом может повлечь снижение цены, соответственно, и снижение качества. Если подрядчик на строительство метрополитена будет определяться в рамках действующего 44-ФЗ, то в торгах смогут участвовать абсолютно разные организации, в том числе из других регионов России, не имеющие опыта ведения работ в сложных условиях. При этом правительство города не сможет ограничить участников, не нарушая действующее законодательство. Торги могут привести к жесткому падению цены работ, что в свою очередь повлияет на качество, а это не может не беспокоить. В результате могут пострадать интересы как заказчиков, так и жителей города.
Антон Мороз
вице–президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты

Причинно-следственные связи

Большинство игроков рынка, опрошенных "ДП", склоняются к мысли, что город хочет увеличить влияние на деятельность "Метростроя". Сейчас гендиректор ОАО "Метрострой" Вадим Александров и его сын и заместитель Николай сконцентрировали в своих руках крупнейший пакет акций компании. Принадлежащие им акции оцениваются минимум в 1 млрд рублей (исходя из стоимости акций компании), а на рынке могут стоить и гораздо больше. Ведь подрядчик на сегодня гарантированно получает все контракты на строительство метро в Петербурге.
Претендовать на те же подряды могут и другие компании — ЗАО "СМУ-303", ОАО "Мосметрострой", ОАО "Трансинжстрой", ООО "СТС" и ООО "Транстоннельстрой". Для сравнения: в Москве метро строят несколько разных компаний. Такая же ситуация может сложиться и в Петербурге.
Сейчас на этот рынок Петербурга приходят федеральные игроки, которые получили уже некоторые стратегические подряды. Приходят они не только в сфере компетенции "Метростроя", но и во многих других сферах, отмечают эксперты. "Но если говорить о "Метрострое", то речь идет об очень специализированном направлении строительства, где по определению не может быть много кандидатов на осуществление работ, и что лет десять назад, например, серьезных претендентов на место "Метростроя" просто не было", — отмечает Егор Клопенко, вице-президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, руководитель Центра стратегического консалтинга.
Монополизм, который очень заметен во многих сферах жизни северной столицы, является пережитком прошлого. Сейчас идет процесс федерализации бизнеса Петербурга, процесс очень болезненный для многих старожил среди местных предпринимателей. Конечно, в целом, то, что сейчас происходит перераспределение ролей во многих направлениях господряда, является правильным. С другой стороны, ситуация в той же Москве несильно отличается. Да, там подрядчик в строительстве метро не один, они чередуются, но сам принцип, по крайней мере, при взгляде со стороны, похож. Там больше работы - и много подрядов. Здесь работы меньше и подрядчик был всего один.
Егор Клопенко
Вице-президент всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, руководитель центра стратегического консалтинга
Вадим Александров возглавляет "Метрострой" с 1991 года. Его заместитель - сын Николай. Занимает 151 место в рейтинге миллиардеров "Делового Петербурга", состояние оценивается в 2,7 млрд рублей. Основные активы: ОАО "Метрострой", банк "Невастройинвест".
Стоимость чистых активов ОАО "Метрострой" по состоянию на 31 марта 2016 года составляет 6,4 млрд рублей.