В Петербурге может появиться частное метро от Лахты до Васильевского острова

Автор фото: Ковалев Петр

Первое в России частное метро может появиться в Петербурге. Компания Глеба Евтушенко разрабатывает концепцию продолжения оранжевой ветки от Лахты через намыв Васильевского острова. Интерес к проекту стоимостью $1 млрд проявили китайские инвесторы.

О том, что в Петербурге может появиться частное метро, обмолвился сегодня исполнительный директор МФК "Лахта центр" Александр Бобков. "Я был на встрече с китайскими инвесторами, которые изъявили желание за свой счет запроектировать кусочек частного метро между станцией метро "Лахта" и станцией "Новокрестовская", которая сейчас строится", — отметил Александр Бобков, добавив, что поддерживает проект, поскольку он мог бы улучшить транспортную ситуацию в районе. Пока по плану развития метро станция "Лахта" появится после 2025 года, то есть через 7 лет после ввода в эксплуатацию 482-метровой башни "Лахта центра".
Инициатором проекта выступает крупный петербургский господрядчик "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" Глеба Евтушенко, его планы включают строительство четырех станций — "Лахта", "Новокрестовская-2", "Морской фасад" и "Шкиперская". Все они могут стать продолжением оранжевой ветки (Правобережно-Лахтинской) на юг.
ЗАО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" ("И.И.С") уже соприкасалась с темой метро в Петербурге, в качестве подрядчика компания осуществляла намыв 16,6 га у строящегося стадиона на Крестовском острове для строительства станции метро "Новокрестовская".
В компании "И.И.С." 30% принадлежит Глебу Евтушенко. Своих партнеров бизнесмен не раскрывает. Среди них ранее называли миллиардера Олега Дерипаску, но по словам Евтушенко в числе совладельцев компании его нет.
Автор: iec-spb.ru
По словам Глеба Евтушенко, сейчас проект "является частной инициативой" и пока не был представлен ни властям города, ни руководству Петербургского метрополитена. При этом компания уже взаимодействует с Российско-китайской инвестиционной комиссией, которую возглавляет Игорь Шувалов, чтобы найти организационно-правовой механизм работы.
"Осуществляется попытка привлечения частных инвестиций в отрасль метростроения, и был выбран достаточно интересный проект, который может позволить найти механизмы окупаемости привлеченных частных денег в эту сферу, соединить эти механизмы в концессию или в механизм ГЧП, — поясняет Глеб Евтушенко. — На наш взгляд, эта идея абсолютно реалистична".
Объем капитальных вложений в строительство станций, по словам Глеба Евтушенко, составляет около 1 млрд долларов. До конца 2016 года планируется завершить разработку технико-экономических показателей проекта, эту работу, а также проектирование ведет институт "Ленметрогипротранс". В следующем году доработанный проект планируется представить в Смольном.
Проект был задуман еще 3 года назад, а 1,5 года назад начались переговоры с китайскими компаниями, которые могут выступить инвесторами проекта. "Китайские партнеры заинтересованы в том, чтобы вместе с финансированием предоставить ключевые компетенции. Понятно, что Китай за последние 15 лет в подземном строительстве шагнул вперед достаточно серьезно с точки зрения технологий. Поэтому ключевые компетенции в виде горнопроходческого оборудования, подвижного состава, систем диспетчеризации — они массу всего могут дать", — рассказывает Глеб Евтушенко.
Срок окупаемости проекта до конца не ясен, но, видимо, составит не менее 10-15 лет. Возврат инвестиций планируется осуществлять, эксплуатируя ветку, то есть получая плату за проезд. Кроме того, возможно коммерческое использования площадей в вестибюлях и территорий, прилегающих к станциям метро.
"И.И.С." рассчитывает, что реализовать проект возможно в течение 5 лет и таким образом можно ускорить ввод станций метро. По нынешней схеме открытие станций "Новокрестовская-2", "Морской фасад" и "Шкиперская" запланировано на 2019-2025 годы, "Лахта" — после 2025 года.
Впрочем, в городском комитете по инвестициям отметили, что не знакомы с этим проектом, и добавили, что частный инвестор не может вкладывать деньги в строительство метро, поскольку это противоречит сразу двум федеральным законам — "О недрах" и "О государственной безопасности". Партнер юридической фирмы Maxima Legal Владимир Килинкаров не согласен: "Я считаю, реализовать этот проект возможно и, скорее всего, по закону о концессиях. В нем четко прописано, что объектом концессионного соглашения могут быть объекты инфраструктуры метрополитена", — говорит он, добавляя, что поскольку это четко прописано в законе, то, вероятно, он состыкуется с другими законами, в том числе законом недрах.
Если проект будет осуществлен, это будет первое частное метро в истории России. Ранее подобный проект пытались реализовать в Москве, но он так и остался на бумаге.