Кто зарабатывает на чернобыльских событиях 30-летней давности

Автор фото: wikimedia.org

Сегодня 30-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. За это время места, которые затронула катастрофа, успели превратиться в элемент массовой культуры, на чем многие стремятся заработать.

Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала одной из самых страшных экологических катастроф в мире. До сих пор известны не все детали трагедии, данные о количестве погибших в результате аварии разнятся, а попасть в зону отчуждения сложно.
Со временем места, так или иначе связанные с катастрофой, начали вызывать к себе интерес. Неудивительно, что очень быстро появились те, кто хотел на этом любопытстве заработать. "ДП" вспомнил, кто пытался обогатиться на тиражировании историй о зонах отчуждения и у кого это получилось.

Аварийный кинематограф

Первыми интерес к аварии на ЧАЭС проявили кинематографисты, но сначала речь шла лишь о документальных фильмах, созданных не для получения прибыли, а с целью в той или иной степени осветить апрельские события. Уже в год трагедии были показаны документальные фильмы "Чернобыль: Предупреждение" Владимира Осьминина и "Чернобыль. Хроника трудных недель" Владимира Шевченко. Сам режиссер и сценарист второй кинокартины скончался год спустя от облучения, полученного во время пребывания на Чернобыльской АЭС.
В 1990-е годы, уже после распада СССР, наряду с документальными фильмами, освещавшими события 1986 года под новым углом, начали появляться и художественные картины, в том числе и зарубежные. В 1993 году вышел российско-американский фильм "Монстры" и ирландский "Черный ветер, Белая земля: Жизнь в Чернобыле", а 2 годами ранее были показаны "Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом" и "Чернобыль: Последнее предупреждение".
Следующая волна популярности фильмов, посвященных событиям на Чернобыльской АЭС, пришлась уже на 2000-е годы. В 2011 году была показана документальная картина "Радиоактивные волки Чернобыля". В том же году появилась и картина "Земля забвения", бюджет которой составил $5 млн. Но авторы этого фильма сразу признались, что не считают проект коммерческим и на кассовые сборы особо не надеются. А фильм "В субботу", также посвященный чернобыльской катастрофе, собрал в прокате $138 тыс. (3,9 млн рублей). Сборы американской "Запретной зоны", появившейся на экранах в 2012 году, составили $37,2 млн.
Еще год спустя украинские кинематографисты опробовали новый жанр фильмов про Чернобыль и сняли мини-сериал "Мотыльки". Чуть позже идею с многосерийными фильмами подхватили и их российские коллеги. И в 2014 году на экраны вышел сериал "Чернобыль: Зона отчуждения", рассчитанный в основном на молодую аудиторию.

Игры в катастрофу

Последней волне фильмов, посвященных катастрофе на ЧАЭС и ее последствиям, предшествовал выпуск нескольких игр, затрагивающих эту же тему. Классикой считается S.T.A.L.K.E.R. Три части компьютерной игры, созданные украинской компанией GSC Game World, были выпущены в 2007-2009 годах. Основатель компании Сергей Григорович в одном из интервью отметил, что на серии игр S.T.A.L.K.E.R ему удалось заработать около $200 млн. Вероятно, именно этой игре обязаны возможностью в очередной раз растиражировать чернобыльскую тему как кинематографисты, так и издатели книг одноименной серии, также ставшей весьма популярной.
В марте 2011 года появилась игра Chernobyl Terrorist Attack. Пользователи ее особо не оценили, назвав "туфтой" и попыткой повторить славу S.T.A.L.K.E.R. А вот Modern Warfare 2, в одной из частей которой герой попадал в Припять (город в 3 км от атомной электростанции), стала одной из самых популярных в серии игр Call of duty и разошлась тиражом более 10 млн копий. И только за первые сутки было продано 600 тыс. копий на сумму $401,6 млн. Разработанная американской компанией Infinity Ward эта игра вошла в 2010 году в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самого успешного нового проекта в индустрии развлечений, побив рекорд продаж GTA IV за первые 24 часа.

Заработать на любопытстве

В свою очередь, фильмы о Чернобыле стали причиной возобновившегося интереса к ЧАЭС, и уже в 1995 году в зону отчуждения начали стягиваться первые туристы. Организацию поездок тогда доверили государственному агентству «Чернобыльинтеринформ». С годами количество турфирм, сотрудничающих с "Чернобыльинтеринформом", лишь увеличивалось, а вместе с ним росло и количество туристов, желающих посетить места катастрофы, – с сотен человек до нескольких тысяч. Организаторы необычных поездок отмечают, что пики спроса приходятся на даты годовщины аварии. Кроме того, на интерес влияют особо яркие игры и фильмы, снятые по мотивам чернобыльской трагедии. Например, число туристов росло после выхода в 2007-2009 годах серии игр S.T.A.L.K.E.R и после того, как в 2014 году на экраны вышел российский сериал "Чернобыль. Зона отчуждения".
Сейчас количество туристов, приезжающих в Припять, достигает 10 тыс. в год. Однодневная экскурсия в зону отчуждения из Киева обойдется в $90-100, а стоимость трехдневной поездки с проживанием в гостинице Чернобыля составит около $350.