Как создать интернет-портал по продаже автобусных билетов с многомиллионным оборотом

На сайте Busfor автобусные перевозчики и пассажиры находят друг друга. Владельцы бизнеса рассчитывают на его рост и в кризис.

Компанию Busfor в 2012 году основали Илья Екушевский и Артем Алтухов. Илья раньше занимался профессиональными автогонками, а Артем руководил торговым центром. Их собственный бизнес — это интернет–портал по продаже автобусных билетов.
Предприниматели хотели объединить перевозчиков и помочь им продать билеты. Такой интернет–ресурс позволяет транспортникам меньше тратиться на рекламу и организацию продаж, а посетители портала могут покупать на сайте билеты по направлениям сразу всех перевозчиков, зарегистрированных в системе. Сейчас партнеры портала — 500 транспортных компаний, которые владеют более чем 2 тыс. автобусов. Зарабатывает фирма на комиссии от перевозчика.

Там, где нет лоукостеров

Первые вложения — $1 млн (на тот момент — около 30 млн рублей) внесли сами основатели. На эти средства они разработали систему бронирования, и в 2014 году уже работающий сервис получил $4 млн от фондов Intel Capital, Inventure Partners, CIG и Finsight Ventures. Их потратили на разработку ПО для перевозчиков и автовокзалов, на запуск онлайн–площадки, а также на выход на рынки стран СНГ, Европы и Юго–Восточной Азии. Основные продажи, рассказывают владельцы, приносят страны с высокой трудовой миграцией и слабым развитием авиасообщения и железных дорог, в первую очередь это страны СНГ и Восточной Европы.
Оборот компании за 4 года работы — 525 млн рублей и 300 тыс. проданных билетов. В части стран филиалы уже вышли на точку безубыточности. В России, по плану, фирма окажется в плюсе в следующем году. "Компания еще год назад могла стать прибыльной, но вся выручка уходит на масштабирование бизнеса", — говорит Илья Екушевский. В штате 75 человек: около 30 разработчиков, маркетологи, бухгалтеры и др. "У нас огромные взаиморасчеты, очень много агентов и перевозчиков, поэтому штат бухгалтерии у нас довольно большой, — поясняют в компании. — Мы хотим постепенно переводить аудиторию в онлайн и будем привлекать больше специалистов: в течение 2 лет рассчитываем расширить штат в 1,5 раза".
Кризис, считают владельцы, идет Busfor на пользу: "Автобусы дешевле, чем авиа– и железнодорожные билеты. Когда люди начинают экономить, мы становимся для них самым подходящим вариантом".

Доплата за комфорт

Рынок автобусных пассажирских перевозок в России оценивается более чем в 60 млрд рублей. У петербуржцев самые популярные направления — Москва, Хельсинки и приграничные финские города, Прибалтика, Нижний Новгород, Выборг. За пассажиров конкурируют десятки компаний, как крупные федеральные, так и ИП–владельцы одного автобуса. Среди заметных игроков рынка — "Эколайнс", "Билет в Питер", Buy2bus и другие. Немало на рынке и нелегалов, которые часто предлагают цены ниже, чем у легальных перевозчиков.
"У автобусных перевозок два существенных преимущества. Первое — цена. Даже небольшая экономия сегодня высоко ценится потребителем. Второе — билет на автобус можно купить в последний момент. Поэтому спрос будет, — рассуждает Иван Андриевский, первый вице–президент Российского союза инженеров. — Хотя в остальном — одни минусы: долгий переезд, риск попасть в дорожные пробки, иногда низкий уровень комфорта и возможность за небольшую доплату этого избежать, купив билет на поезд".