Чем опасны частые сбои на Московской бирже

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

На Московской бирже произошел новый сбой, торги на срочном рынке останавливали на 55 минут. И хотя материальные потери от таких остановок мизерные, частые сбои бьют по доверию инвесторов к системе в целом, а брокеры из-за них даже теряют клиентов.

В приеме заявок через Интернет на срочном рынке Московской биржи утром в понедельник, 25 апреля, произошел сбой, который продолжался 55 минут. Биржа приостановила торги на срочном рынке в 11:15 и возобновила их в 12:10.
Сложности с подключением клиентов биржа объяснила обновлением системы подключения участников срочного рынка к бирже через Интернет, которое произошло накануне. То, что некоторые клиенты не могут подключиться к срочным торгам, биржа обнаружила еще в 10:00. После этого проблема с интернет-подключением была решена, однако затем сложности с подключением к срочному рынку стали возникать у участников и с другими типами подключений.
Приостановка дала возможность перезагрузить серверы доступа и проверить соединения. Биржа отмечает, что провела масштабное тестирование обновления на выходных, не обнаружив никаких проблем, ошибки в конфигурации проявились только сегодня во время торгов: сначала в работе интернет-соединений, а затем и в других каналах доступа.
Сбои участились с 2014 года и продолжаются в 2016-м из-за того, что Московская биржа обновляет оборудование и систему в целом. "Толерантность к сбоям нулевая, но они неизбежны, так как ИТ-система биржи одна из наиболее сложных в мире: торги на трех технологических платформах проводятся различными классами активов: акции, облигации, валюта, фьючерсы и опционы, инструменты денежного рынка, драгоценные металлы, зерно, — комментируют в пресс-службе Московской биржи. — Отличие Московской биржи от международных площадок заключается в одной из самых широких линеек торгуемых инструментов, а также в предоставлении участникам торгов уникальной технологии клиринга и расчета рисков в реальном времени. Совокупное время работы торговых площадок достигает 37 часов производительностью до 20 тыс транзакции в секунду и скоростью отклика в среднем 300 мкс, что соответствует уровню крупнейших бирж мира. В рамках работы по повышению надежности и стабильности IT инфраструктуры обновляется парк оборудования, осуществляется реструктуризация сетей, проводится дополнительное тестирование любого нового программного обеспечения, ускоряются работы по разделению торговых и клиринговых модулей".
 Последний раз биржа была вынуждена приостанавливать торги на срочном рынке в декабре 2015 года: 29 декабря биржа не смогла возобновить торги после клиринга, так как обнаружила некоторые ошибки, а 21 декабря пользователи, которые подключались к бирже через Интернет, потеряли связь с торговой площадкой, тогда как торги работали исправно. А 15 декабря приостановка торгов на срочном рынке случилась из-за возникновения проблем с раздачей рыночных данных. Крупнейший за все время сбой на Московской бирже произошел 8 сентября прошлого года: тогда торги были приостановлены не только на срочном, но и на фондовом и валютном рынках, также не работал сайт торговой площадки. Тогда остановка произошла из-за сбоя торгового оборудования.
За час приостановки торгов на срочном рынке Московская биржа может потерять около 600 тыс. рублей, посчитал глава аналитической службы ИК "Доходъ" Всеволод Лобов. "Среднедневной объем торгов на основном рынке составляет около 34,5 млрд рублей. На срочном рынке — около 6,3 млн контрактов. На рынке акций большое число сделок может переноситься на более поздний период (скажем, 50%), на срочном рынке преобладают спекулятивные сделки, поэтому здесь биржа может потерять до 80% оборота. В соответствии с этим за час остановки торгов на основном рынке биржа может потерять до 200 тыс. рублей, на срочном — до 600 тыс. рублей. За 55 минут — до 183 тыс. и 550 тыс. рублей соответственно", — говорит аналитик. Потери Московской биржи от убытков за 2015 год небольшие, скорее всего, это тысячная доля процента ее дохода, считает Всеволод Лобов.
Во время сбоя биржа теряет в основном на комиссии, так как сделки не совершаются, поясняет замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева. "Подобные сбои иногда происходят в основном по техническим причинам и редко наносят существенный урон для участников торгов. Серьезные последствия возможны только при длительных и сложных проблемах, которые вызывают приостановку торгов, но таких случаев в международной практике единицы", — говорит она.

Брокеры теряют клиентов

В то же время брокеры переживают из-за частых сбоев, так как на кону не только репутация биржи, но и их репутация. "Важно помнить, что Московская биржа в последние годы активно развивается — расширяется спектр услуг, совершенствуется технологическая платформа. Развитие вряд ли возможно без сбоев, однако неполадки стали происходить намного чаще, чем хотелось бы, — сетует глава управления брокерских операций "Алор Брокер" Антон Ванин. — При подсчете издержек от сбоев нужно в основном говорить именно о репутационном ущербе, материальная составляющая крайне малозначительна в общем финансовом результате биржи. При этом страдает репутация не только биржи, но и брокеров, на которых обрушивается поток негативных эмоций клиентов. Иногда до клиента не удается донести, что сбой произошел на бирже. Кто-то и вовсе, получив убыток, хлопает дверью, называя наш фондовый рынок "кухней".
"Особенно негативно воспринимаются сбои на срочной секции. Торговля на ней зачастую подразумевает большое "плечо" и носит внутридневной характер, поэтому даже краткосрочные задержки способны повлечь весомый убыток, — отмечает Антон Ванин. — Из позитивных моментов можно отметить, что биржа отладила систему оповещения профессиональных участников о сбоях — она стала работать быстрее, это позволяет вовремя сообщить клиентам о природе неполадок".

Удар по доверию

Частные, пусть и незначительные сбои могут подорвать доверие некоторых инвесторов, что особенно опасно в кризис, обобщают аналитики. "Инвесторы работают на бирже по принципу непрерывности, то есть, если уверенность в непрерывности торгов будет потеряна, инвесторы не смогут планировать свои действия и будут искать другие площадки. Сложно сказать, где находится эта грань, — отмечает Всеволод Лобов. — В России фактически только одна биржа. Конкуренция отсутствует. Это плохо с точки зрения финансовой стабильности в сложные периоды. Например, потеря уверенности в валютном рынке несет опасность для банковской системы. В остальном сбои могут повлиять на увеличение оттока капитала, чтобы торговать где-то еще".
"Беспокойство регулятора вполне уместно, так как технический сбой иногда может быть спровоцирован умышленно, с целью совершения махинаций. Задача регулятора — пресекать такие случаи. Когда сбои происходят слишком часто, то у регулятора возникают подозрения", — добавляет Анна Кокорева.
После крупнейшего сбоя в сентябре прошлого года 22 сентября 2015 года Центробанк РФ России выразил обеспокоенность участившимися сбоями в работе Московской биржи. Руководитель главного управления Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях тогда сообщил, что ЦБ и биржа обговаривают дополнительные меры, которые будут способствовать большей устойчивости и непрерывности торгов. В конце сентября финансовый директор биржи Евгений Фетисов говорил, что только в 2015 году в IT-инфраструктуру биржи будет вложено более 3 млрд рублей.