Почему институт банкротства физических лиц забуксовал

Автор фото: pixabay.com

Механизм личного банкротства в России работает с серьезными сбоями. Уже понятно, что государству придется прокручивать шестеренки с помощью дополнительных усилий. То есть принимать поправки к закону, пишет редактор "ДП" Александр Пирожков.

Институт банкротства физических лиц, созданный для цивилизованного улаживания отношений между должниками и кредиторами, буксует. Как выяснили эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), труднее всего воспользоваться законом о банкротстве физических лиц малообеспеченным гражданам, которые как раз в первую очередь и нуждаются в защите от кредиторов, поскольку их общение со всякого рода взыскателями долгов зачастую происходит особенно драматично.
Как заявил вчера агентству ТАСС руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов, за период, прошедший со времени вступления в силу закона о банкротстве физлиц, эксперты выявили две проблемы с его применением и сделали вывод, что закон нуждается в поправках. Во–первых, от работы с банкротами–бедняками отказываются арбитражные управляющие, которым полагается вознаграждение в сумме 10 тыс. рублей плюс 2% стоимости имущества банкрота. В случае если имущества нет, управляющий вынужден вести весь процесс за скромные 10 тыс. рублей. А во–вторых, суды иногда принимают решение о прекращении процедуры банкротства на основании того, что у гражданина нет имущества.
Арбитражных управляющих, по мнению Виктора Климова, можно было бы обязать работать с неимущими банкротами бесплатно, как это делают государственные адвокаты по уголовным делам, а с судьями, видимо, должны провести разъяснительную работу высшие судебные инстанции. Так или иначе механизм личного банкротства должен заработать в России так же, как и в большинстве стран мира. Ведь он упрощает жизнь как должникам, так и кредиторам, позволяя одним начать кредитную историю с чистого листа, пусть и с большими ограничениями, а другим — прекратить бесплодные попытки взыскать безнадежные долги и заняться чем–то более продуктивным.
Не беда, что этот механизм пока требует притирки и смазки. В случае банкрота, сохранившего имущество, смазкой выступают 2% от его стоимости. А если такой смазки не хватает, государству придется прокручивать шестеренки с помощью дополнительных усилий. В итоге они окупятся, хотя бы за счет уменьшения количества трагических историй о выбивании долгов из бедных граждан.