Владелец "Армакс групп" Николай Арнаутов договорился с банками-кредиторами

Автор фото: vob-eparhia.ru
Николай Арнаутов

Банки-кредиторы промышленной группы "Армакс" Николая Арнаутова, которым бизнесмен задолжал более 6 млрд рублей — ВЭБ, Бинбанк и ростовский "Центр Инвест", — договорились о реструктуризации кредитов и выходе должника из процедур банкротства.

На днях, как говорит президент "Армакс групп" Николай Арнаутов, между тремя его банками-кредиторами —  Внешэкономбанком, Рост банком (находится под санацией группы "БИН" Михаила Гуцериева и Михаила Шишханова) и банком "Центр Инвест" (25,25% акций у ЕБРР, 24,43% у семьи Василия Высокова, 20,65% у корпорации DEG) — будет подписано межбанковское соглашение. "После долгих переговоров все три банка согласились остаться каждый со своим залогом: ВЭБ — с моими воронежскими активами, Рост банк — с петербургскими, "Центр Инвест" — с азовскими. Никто не будет пытаться поживиться за счет активов, заложенных другому банку. А затем уже я с каждым банком в отдельности буду решать, что делать дальше", — рассказал бизнесмен.
По его словам, с группой "БИН", кредитовавшей петербургские завод климатического оборудования "А-клима" и завод сэндвич-панелей "Армакс-ЗСБ", у него уже есть договоренность о реструктуризации долгов на 2 года. "Центр Инвест", скорее всего, будет искать покупателя на заложенные ему по кредиту в 250 млн рублей заводы вентиляторов и сэндвич-панелей "Амада проф" в Азове либо заберет их под свое управление. А ВЭБ, которому Арнаутов задолжал 5 млрд рублей, полученные на строительство четырех заводов и складского комплекса под Воронежем, намерен реструктуризовать долг таким образом, чтобы строительство было завершено и заводы были запущены.
В группе "БИН" отказались от комментариев. В "Центр Инвесте" в пятницу не успели подготовить ответ. В пресс-службе ВЭБа пока не дали официальных комментариев по этому соглашению. Но источник в ВЭБе неофициально подтвердил эту информацию. "Мы всесторонне заинтересованы в скорейшем решении финансовых вопросов Николая Арнаутова с другими банками-кредиторами, чтобы мы могли спокойно завершить этот проект, имеющий статус федерального значения".
Николай Арнаутов занимается производством с 1989 года. В 1994 году основал фирму "Сирокко", обслуживавшую вентиляционное оборудование. В конце 1990-х стал дистрибутором климатического оборудования немецкого концерна Rosenberg. В 2000 году построил в Петербурге свой первый завод "А-клима" в Колпино по производству систем вентиляции. В 2003 году — завод "Армакс ЗСБ" по производству сэндвич-панелей и ограждающих конструкций (из первой партии панелей был построен корпус самого завода). В 2007-08 году, инвестировав 230 млн рублей, построил два завода в Азове (Ростовская область). Оборот четырех заводов составлял 1,5-2 млрд рублей.
"В 2009 году я понял, что мне не хватает одного компонента — минеральной ваты, — чтобы выйти в лидеры отрасли, — говорит Николай Арнаутов. — Она является как товаром для рынка, так и сырьем для обоих направлений: и вентиляции, и сэндвич-панелей". Бизнесмен решил построить еще один производственный комплекс из четырех заводов под Воронежем, который бы выпускал минвату, сэндвич-панели, системы вентиляции и затем из всего этого — готовые строительные блоки ("куски" домов со всей отделкой, электрикой, сантехникой и вентиляцией, из которых на месте строительства в считаные дни собирались бы готовые здания).

Новые горизонты

Проект, прошедший аудит Внешэкономбанка, был представлен на заседании правительства РФ и получил статус инвестпроекта федерального значения. Ему дали господдержку на 870 млн рублей (которая заключалась в субсидировании расходов на подключение заводов к инженерным сетям и налоговых вычетах) и открыли под нее кредитную линию в Сбербанке на 1,3 млрд рублей. Но затем, в 2011 году, когда стройка уже вошла в активную фазу, Сбербанк отказался продолжать финансирование. Николай Арнаутов перекредитовался в ВЭБе, где ему под личное поручительство и залог строящихся заводов открыли кредитную линию на 4 млрд рублей. С нее он погасил кредит Сбербанка и продолжил строительство.
Но, говорит бизнесмен, в 2013 году ВЭБ также остановил финансирование: все ресурсы госбанков были брошены на государственные стройки, и все коммерческие проекты были поставлены в режим ожидания. "Сначала была Олимпиада, потом Крым, а потом — санкции. В итоге денег на достройку мы так и не дождались, — сетует он. — Все это время я направлял на стройку оборотные средства с других заводов, вливал туда все, что имел. Так мне удалось довести объект до 90% готовности, но затем деньги кончились".
В 2014 году деньги понадобились уже работающим заводам, чтобы пополнить оборотные средства. Их Арнаутов взял у московского Рост Банка (35 млн рублей) и у ростовского "Центр Инвеста" (250 млн). "Последние сами пришли, я у них не просил денег. Предложили 250 млн, я взял, заложив заводы в Азове". Но вскоре "Армакс" допустил просрочку, и ростовский банк расторг договор и потребовал деньги назад. В 2015 году банк инициировал банкротство группы", — рассказывает промышленник.
По словам бизнесмена, в отличие от ВЭБа, который заинтересован в первую очередь в завершении инвестпроекта, и от Рост Банка, который в конце 2014 года был подвергнут санации (санатором стал совладелец Бинбанка Михаил Шишханов) "Центр Инвест" занял непримиримую позицию. "Я им предлагал забрать азовские активы, но они решили попытать удачу и с воронежскими. Видимо, надеялись, что ВЭБ, вложивший 4 млрд рублей, выкупит их за хорошие деньги, и они на этом неплохо заработают. Но ВЭБ поставил везде своих управляющих и повел себя очень жестко. В результате оспаривания ряда сделок в рамках банкротных процедур сам "Центр Инвест" рисковал остаться без залогов. Тогда-то они и пошли на попятную".
Кстати, по версии источника, знакомого с этой ситуацией, к склонению "Центр Инвеста" к соглашению приложил руку и Бинбанк. Его представитель на переговорах якобы намекнул, что в случае если "Центр Инвест" займет слишком непримиримую позицию, Михаил Гуцериев и Михаил Шишханов могут "прийти с санацией" и к нему.