Как в Петербурге прошел фестиваль Paysage(s)/Interieur(s)

Автор фото: Михаил Григорьев

Арт-критик Станислав Савицкий - о том, как в Петербурге прошел фестиваль Paysage(s)/Interieur(s).

Фестиваль Paysage(s)/Interieur(s), организованный Французским институтом совместно с галереей "Люда", завершается 24 апреля. Три французских художника поочередно разрабатывали выставку–пейзаж, рассказывающую об их опыте знакомства с нашей арт–сценой. Начало было положено Паскалем Пелланом, создавшим изящную инвенцию с помощью вентилятора, пластиковых штор, пилы, молотка и кальки. Эти заурядные вещи вдруг зазвучали нежно и приглушенно, задав лирический тон для всего фестиваля. После перформанса белый зал галереи заиграл оттенками белого. На старой, пожелтевшей кальке развевались от легкого бриза, поддуваемого бежевым вентилятором, светло–серые шторы.
Дидье Марсель дополнил лаконичную инсталляцию Пеллана вкраплениями черного. На полу постелили белоснежный ковер, испещренный черными пятнами. Случайный узор повторяли березовые поленья. Ковер был мягкий, как только что выпавший снег. Зрители охотно бродили по залу босиком и располагались компаниями между поленцев. Марсель разыграл внутренний ландшафт как уютный уголок природы, каким может показаться Россия в изображении классиков русского пейзажа. Желающих погулять внутри картин Поленова или Левитана было хоть отбавляй.
Третий участник фестиваля Элизабет Сен–Жальм подытоживает метаморфозы пейзажа онирической фантазией. Галерея полностью преобразится: стены будут расписаны причудливыми фресками, а на ковер выйдут странные существа, похожие на Митси — персонажей, придуманных художницей несколько лет назад и с успехом гастролирующих по фестивалям и арт–резиденциям. Сен–Жальм сделает два предыдущих пейзажа частью инсценировки театра воображения, которым она давно занимается, экспериментируя с современным танцем. Она один из самых лиричных художников–акционистов современности, также работает как график, видеоартист и художник по костюмам. Сен–Жальм убедительно доказывает, что пейзаж по природе своей умозрителен, будь он лаконичной минималистской зарисовкой, уютной инсталляцией, обыгрывающей культурные стереотипы, или необычной формой искусства жизни. Пейзаж способен быть фантазией столь явственной, что реальность вынуждена будет ей соответствовать.