Историческая подборка от "ДП": как освобождали и обменивали пленных

Автор фото: Максим Паб/ТАСС

Российские экс-военнослужащие Евгений Ерофеев и Александр Александров выслушали приговор в Киеве, и теперь с новой силой возобновилось обсуждение перспектив их обмена на Надежду Савченко. Во время военных конфликтов обмен пленными — стандартная процедура, но dp.ru вспоминает случаи, когда освобождение превращалось в нетривиальную задачу.

В Киеве россияне Евгений Ерофеев и Александр Александров, задержанные на территории Донбасса, выслушали приговор — по 14 лет лишения свободы за "ведение агрессивной войны". Они известны как захваченные офицеры российского спецназа — правда, российское Минобороны открестилось от Александрова и Ерофеева, сообщив, что на момент задержания они военнослужащими не являлись.
Ранее в России суд приговорил украинскую военнослужащую Надежду Савченко к 23 годам. Чуть ли не с самого момента задержания российских офицеров активно обсуждалась возможность их обмена на Савченко. Официально в Кремле не комментируют такой возможности, несмотря на то что президент Украины Петр Порошенко говорит, что обсудил с Владимиром Путиным "алгоритм освобождения" Надежды Савченко. Формально ни Савченко, ни Ерофеев с Александровым военнопленными не являются: между Россией и Украиной официально войны нет, но де-факто дело обстоит именно так.
История знает множество случаев обмена пленных на других пленных или самые разные ценности. В античное время и Средние века захват в плен рыцарей и даже королей был вполне обыденным явлением: в плену побывали и Ричард Львиное Сердце, и Гай Юлий Цезарь. Во времена холодной войны нередкими были обмены разведчиков и дипломатов, а вне этого известными случаями стали обмен диссидента Владимира Буковского на чилийского коммуниста Луиса Корвалана или обмен разведчика Абеля на пилота Гэри Пауэрса.
Во время военных конфликтов обмен пленными — стандартная процедура. Иногда, однако, освобождение пленных превращается в нетривиальную задачу.
Гилад Шалит
Израиль вообще славится трепетным отношением к своим солдатам, захваченным в плен. Когда в 2006 году боевики движения ХАМАС похитили и взяли в плен капрала Гилада Шалита, израильская армия ответила полномасштабной военной операцией "Летние дожди". Найти капрала так и не удалось, зато обнаружили тело другого погибшего израильского солдата, так что операция закончилась пленением нескольких десятков палестинцев и блокадой сектора Газа. ХАМАС, однако, выдвинул ультиматум, потребовав в обмен на Шалита освобождения тысячи палестинских террористов. Тель-Авив был вынужден согласиться, и в 2011 году Гилад Шалит вернулся на родину, а в обратном направлении проследовали 1027 пленных палестинцев.
Александр Руцкой
Бывший первый и последний вице-президент РФ в 1985-1988 годах служил в Афганистане командиром отдельного авиационного штурмового полка. В 1988 году его самолет был сбит (уже во второй раз за 2 года), а Александр Руцкой после пятидневной погони был взят в плен моджахедами. Руцкого долго избивали, а потом быстро переправили в Пакистан, так что поиски успехом не увенчались. По одной из версий, его обменяли то ли на агента ЦРУ, то ли на пакистанского шпиона. Обмен состоялся в советском посольстве в Исламабаде, а вывозили Руцкого инкогнито. Существуют другие воспоминания, согласно которым Александра Руцкого указал освободить любыми способами член политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев и за летчика "отдали" 200 пленных моджахедов, в том числе командиров.
Боуи Бергдаль
В 2014 году в Афганистане был освобожден сержант армии США Боуи Бергдаль, захваченный в плен в 2009 году. Талибы потребовали в обмен на сержанта пятерых талибов, содержавшихся в плену в Гуантанамо. Переговоры длились очень долго и тяжело, но в конце концов Вашингтон согласился на условия талибов. Это решение вызвало в США бурную полемику — в том числе из-за того, что, по некоторым данным, Боуи Бергдаль дезертировал. Талибан же получил в обмен на него высокопоставленных чинов: двух губернаторов, двух замминистра и одного начальника службы безопасности.
Геннадий Шпигун
Не всегда попытки освобождения или обмена заканчивались успехом. В 1990-е Россия с большим вниманием следила за судьбой генерал-майора Геннадия Шпигуна, полномочного представителя МВД в Чечне, похищенного в 1999 году в Грозном. Рассматривались различные варианты обмена или выкупа. СМИ писали о том, что генерала могут выкупить за $8 млн или обменять на арестованного представителя Чечни в Москве Майрбека Вачагаева, соратника Аслана Масхадова. Хотя официально власти тоже не подтверждали такой возможности, рассчитывая освободить Геннадия Шпигуна в ходе спецоперации. Но в 2000 году в горах было обнаружено только его тело.
Павел Швецов
Довольно известную историю рассказывают о генерале Алексее Ермолове и его сподвижнике, майоре Павле Швецове; в 1816 году Швецов был захвачен в плен горцами. Как гласит популярная версия истории, абреки потребовали выкуп в 18 телег серебра, в ответ же Ермолов распорядился взять в плен 18 старейшин соседних сел и пообещал повесить их, если с офицером что-нибудь случится, — и Швецова немедленно вернули без всяких торгов. Это тоже можно считать своего рода обменом. Впрочем, военный историк Василий Потто, сам много лет прослуживший на Кавказе, в своей "Кавказской войне" говорит о том, что, хотя заложники действительно были взяты, привели они лишь к снижению суммы выкупа, каковой был выплачен через посредство аварского хана: "Пока дело улаживалось, Ермолов все время держался в стороне, и только тогда, когда Швецов уже был на свободе, он, как бы в виде особой милости, приказал возвратить аварскому хану истраченную им сумму".