Петербургская промышленность бодро растет на молоке и хлебе

Автор фото: Коньков Сергей
Пекарня ООО "Артос".

Петербургская промышленность взяла курс на импортозамещение и начала расти. За I квартал выпуск продукции увеличился на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Растет производство в пищевой индустрии, фармацевтике и в машиностроении.

Вопреки ожиданиям скептиков, индекс промышленного производства в Петербурге в январе-марте 2016 года вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, сообщили в городском комитете по промышленной политике и инновациям. В феврале прирост составил 1,1%, а в январе 0,5%.
Набирают обороты в первую очередь импортозамещающие производства в пищевой, фармацевтической индустрии и в машиностроении. "С начала года мы уверенно растем. Хотя некоторые эксперты предрекали, что рост прервется в феврале-марте, когда потеплеет. Они полагали, что январский рост вызван холодами, тем, что энергетики больше производят тепла. Но по факту мы видим не только продолжение роста, но и его ускорение", — не скрывает оптимизма глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.
Отчасти возобновление роста объясняется так называемым эффектом низкой базы: когда значение показателя промышленного производства начинает расти, предварительно сильно упав. За 2015 год промпроизводство в городе сократилось на 7,3%. Падение началось еще в 2013 году и продолжалось весь 2015-й — за этот период промышленники сократили выпуск продукции в натуральном выражении на 15,9% от уровня 2012 года.
Наилучшие результаты демонстрирует пищевая промышленность. А ее вклад в индекс петербургского промпроизводства самый весомый — 20%. В городе растет выпуск молока, молочных продуктов, изделий мукомольно-крупяной и кондитерской промышленности: зерновых культур для завтрака, кондитерских изделий. В общем, растет производство тех продуктов, которые раньше импортировались. Фармацевтика тоже радует быстро увеличивающимися оборотами.
Однако в пищевой индустрии полегчало не всем. Прошлый год оказался худшим для петербургской пивоваренной, табачной промышленности, а в этих секторах работают крупнейшие предприятия (налогоплательщики) местной промышленности. Лидер российского пивоварения петербургская компания "Балтика" (входит в датскую Carlsberg Group, контролирует 37% российского рынка пива) не могла загрузить мощности и останавливала заводы.
Один из топ-менеджеров петербургской пивоваренной компании пояснил, что в I квартале выпуск продукции сократился на 5% в сравнении с прошлым годом из-за введения с начала этого года автоматизированной системы госконтроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). "Не во всей рознице система работала без сбоев, что привело к снижению оборотов", — констатирует эксперт.
"Принимая во внимание текущую макроэкономическую ситуацию и тенденции в регулировании, падение рынка в текущем году будет ненамного отличаться от падения в 2015 году, то есть 5-10%", — прогнозируют в "Балтике".
Аналогичная ситуация у табачников. "Российский табачный рынок сокращается несколько лет подряд — и это закономерный процесс, учитывая стремительное повышение налогов на табак. Акцизы и, как следствие, цены на сигареты растут быстрее, чем доходы потребителей, — говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия". — Если потребитель не сможет позволить себе легальные сигареты, то он, как показывает опыт других стран, может переключиться на более дешевую альтернативу — контрабанду и контрафакт".
В прошлом году ставку акцизного налога повысили на 30%, а реальные доходы россиян снизились, и как результат — объем табачного рынка сократился почти на 7%, по данным ФНС. "В этом году средняя ставка повышена еще на 28%, и мы ожидаем дальнейшего снижения легального рынка и разрастания теневого сектора", — резюмирует эксперт.
В депрессивном состоянии пребывает местный автопром. В прошлом году петербургские автопроизводители останавливали производство, а американский автоконцерн General Motors и вовсе красиво ушел с рынка, законсервировав завод в городе на Неве. Объявил об этом американский автогигант в День воссоединения России с Крымом — 18 марта. Спутав тем самым аналитикам все карты: до сих пор они гадают, ушел General Motors из-за катастрофического падения спроса или по политическим мотивам.
Оправиться от этой потери местный автопром не может до сих пор — в начале этого года производство машин в городе отстает от прошлогоднего уровня на 10%. "Если исключить из статистики General Motors, то в целом объемы производства по оставшимся трем заводам в текущем году держатся примерно на уровне 2015 года", — констатирует Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto-Dealer-СПб". На каждом в отдельности предприятии ситуация неоднозначная. Спрос на Toyota Camry местного производства падает, не балует потребитель особым вниманием Hyundai Solaris. Зато у Nissan дела идут неплохо. Hyundai заявил в прошлом году о начале экспорта производимых в Петербурге легковушек в Египет и Ливан. В прошлом году компания отправила в третьи страны 2,5 тыс. машин, а в этом собирается вывезти из Петербурга 3 тыс.
"В целом индекс промпроизводства продолжит расти. В апреле промышленность начинает оживать. Предприятия получают авансы по госзаказам, начинают закупать комплектующие, заключать договора с подрядчиками", — констатирует Дмитрий Кумановский, руководитель аналитического отдела ИК "ЛМС". По его мнению, локомотивом петербургской промышленности в этом году могут стать машиностроители. Например, замечает эксперт, на новую площадку перебрался производитель вертолетных двигателей "Климов", и теперь он заработает на полную мощность, чтобы полностью заместить импорт из Украины.
Позитивная динамика может быть также связана с совершенствованием методики измерения динамики индекса промышленного производства. "ДП" ранее писал, что у Смольного возникали разногласия с федеральным органом статистики по поводу учета деятельности петербургских промпредприятий. Например, в судостроении при расчете индекса промпроизводства "Петростат" учитывает такие товары-представители, как спортивные и прогулочные суда, но не считает ледоколы, подводные лодки, корветы и фрегаты, которые в основном и строят наши верфи.