Как демократическая оппозиция раскололась в очередной раз

Фильм-разоблачение про экс-премьера, ныне лидера партии "ПАРНАС" Михаила Касьянова возымел-таки действие. Оппозиционеры разругались в хлам по поводу того, стоит или не стоит теперь Касьянову участвовать в праймериз Демократической коалиции. Собственно сами праймериз треснули.

Развернувшуюся в соцсетях грандиозную перепалку среди оппозиционеров спровоцировала запись в Facebook заместителя председателя Партии народной свободы (ПАРНАС) Ильи Яшина, в которой он рассказал о том, что снимает свою кандидатуру с праймериз Демократической коалиции. Задумывая праймериз, еще в прошлом году Демкоалиция постановила, что первую строчку в любом случае займет Михаил Касьянов.  "За последние несколько месяцев стало понятно, что решение о квотировании первого места было ошибочным, — пишет Илья Яшин. — Последние сомнения в этом отпали после публикации фильма "Касьянов день" на НТВ".
Речь идет о фильме, посвященном Михаилу Касьянову и его соратнице Наталии Пелевиной и показанном полторы недели назад: скрыто сделанные видео- и аудиозаписи продемонстрировали, что о соратниках по политической деятельности, в частности об Илье Яшине и Алексее Навальном, они отзываются в крайне неприятных выражениях. Выстрел из пушки по воробью оказался точным — воробей разлетелся в клочья.
Горячая внутрипартийная дискуссия велась, на самом деле, со дня выхода фильма. Экс-премьер удалил из партийного руководства Наталию Пелевину, но этого оказалось мало. Возмущенные участники коалиции настаивали на том, что Касьянов должен отказаться от квотированного лидерства и принять участие в праймериз на общих основаниях. Тот наотрез отказался. Участники коалиции немедленно раскололись на сторонников Яшина и Касьянова.
Бюро федерального политсовета ответило протокольно, постановив праймериз перенести на конец мая. Об отказе Касьянова от лидерства речи не идет, зато еще раз подчеркивается, что список кандидатов будет подготовлен "в соответствии с результатами праймериз".
Демократическая коалиция создавалась на базе ПАРНАС, потому что это зарегистрированная партия, которая может участвовать в выборах в сентябре. К ней присоединились многие незарегистрированные партии, в том числе Партия прогресса Алексея Навального. Нельзя, впрочем, сказать, что праймериз вызывали повышенный интерес у публики. Зарегистрировались на них пока 75 кандидатов и около 8 тысяч выборщиков.
Вообще любая попытка непарламентской оппозиции как-то самоорганизоваться и провести какие-нибудь внутренние выборы всегда завершалась скандалами и расколами. Среди оппозиционеров, способных даже при успешном раскладе рассчитывать на минимальное количество мест в парламенте, конкуренция запредельно высока, и драка идет даже за виртуальные места. Смысл конфликтов сводился к обвинениям в подтасовке правил в пользу тех или иных лидеров; на это накладываются противоречия между активистами и теми, кто обеспечивает финансирование, а также между амбициозными представителями различных движений. Все непросто в этом лагере.
На сей раз удар может оказаться решающим, поскольку речь идет о федеральных выборах — следующие состоятся лишь через 5 лет. Некоторые политики, потенциально способные присоединиться к коалиции и принести голоса, глядя на раздрай, отказались от участия в выборах вообще: например, бывший единоросс и член "Гражданской платформы" Валерий Федотов заявил, что о том, что выдвигаться не будет: "Ни в каких праймериз не участвую, ни в какие партии больше не вступаю, никуда не баллотируюсь. В этом избирательном цикле мое слово — пас", — написал он.
Колеблются и активисты из команды Навального. Существование Демкоалиции будет во многом зависеть от того, снимут ли в итоге кандидатуры Леонид Волков, Любовь Соболь, Георгий Албуров и прочие известные персонажи, которые уже начали кампанию, но, как говорят партийцы, настаивают на уходе Касьянова. Понятно, что участие Касьянова на общих основаниях — завуалированный его уход вообще, потому что у Алексея Навального сторонников больше, и лидер ПАРНАС, скорее всего, откатится по итогам праймериз на нижние строчки списка. С другой стороны, уйдя, они рискуют лишиться возможности выдвигаться, ведь собирать подписи в качестве самовыдвиженцев при противодействии властей — труд титанический. Кто кого здесь выдавливает, вопрос сложный, ведь Навальный — это, с одной стороны, электоральный ресурс, с другой — участие неприемлемых для Кремля "навальнинцев" может торпедировать регистрацию всего списка.  
Так или иначе, демонстрация компромата по телевидению принесла в данном случае свои плоды. Ранее уже озвучивались похожие записи с разговорами Бориса Немцова, но тогда дело к скандалу не привело. На самом деле критические отзывы в адрес соратников позволяют себе политики во многих партиях, включая самые крупные, однако их в телефильмах не цитируют.