В Ленобласти создают предприятие по выпуску установок для переработки биоотходов

Автор фото: Сергей Ермохин
Михаил Василенко объединился с финским производителем модулей по выпуску мясо–костной муки. Он рассчитывает, что оборудование российской сборки будет на 17 % дешевле импортного.

Один из первых топ–менеджеров "Пятерочки" Михаил Василенко вместе с финской Kometos строит предприятие по выпуску установок для переработки биоотходов в мясо-костную муку. Инвестиции в проект составили 20 млн евро.

Последние годы Михаил Василенко руководит саморегулируемой организацией "Национальный союз операторов по обращению с отходами". Для реализации проекта было создано ООО "Кометос–Русагро", в котором 51% принадлежит Михаилу Василенко, а 49% — его партнеру, собственнику финской компании Kometos Раймо Ниеми.
Финская Kometos Oy производит оборудование для забоя скота и переработки отходов скотобоен и мясоперерабатывающих комбинатов. Оборот компании за прошлый год составил 12 млн евро. Ранее у компании было только одно представительство в России — московское ООО "Эсмерадо".

Опытное производство

Как рассказал Михаил Василенко, "Кометос–Русагро" создано в октябре 2015 года и занимается опытным производством установок для переработки биоотходов на арендуемой площадке в поселке Гарболово во Всеволожском районе. В частности, перерабатывающие модули уже поставлены ряду предприятий в Псковской, Самарской областях, Ямало–Ненецком округе. До конца года "Кометос–Русагро" построит новый завод по производству оборудования для переработки отходов на новой площадке, также в поселке Гарболово. Инвестиции в проект — 20 млн евро собственных и заемных средств. Срок окупаемости — 7 лет. Оборот компании при выходе на проектную мощность составит 30 млн евро в год. "Размещение производства в России позволит удешевить продукцию, даже если это будет только сборочное производство", — рассуждает Дмитрий Жуков, генеральный директор ООО "Знаменка". По разным оценкам, себестоимость может снизиться до 20–30%. "Модули, производимые в России, только на 35% состоят из отечественных комплектующих, что позволяет снизить себестоимость на 15–17%. Мы хотим довести долю отечественных комплектующих до 70%", — поясняет Михаил Василенко.

Новые потребители

Оборудование для утилизации биоотходов закупают сельхозпредприятия и предприятия пищевой промышленности. Рынок оборудования для переработки биоотходов развивается вместе с АПК, где в последнее время появляется все больше новых игроков. Рынок оборудования для утилизации биоотходов в РФ составляет около 300–400 млн евро в год. По оценкам менеджера по продажам "Хорслев Индастри" Андрея Конева, пока емкость рынка не сокращается, несмотря на кризис.
Крупнейшие игроки — датско–испанская Haarslev Industries (до 50% рынка), германская EMF, германская Saria. Доля российских производителей — менее 5%. Из российских компаний в этом сегменте работает "НафтаЭКО". "Кометос–Русагро" собирается в течение ближайших 5 лет увеличить свою долю с 1 до 10–12%.
Участники рынка отмечают, что сельхозпредприятия пока не очень доверяют российским производителям оборудования, отдавая предпочтение импортным установкам. Но Наталья Ермошина, менеджер по продажам компании "НафтаЭКО", отмечает, что в связи с кризисом и тем, что покупатель стал больше внимания обращать на цену оборудования, у новых игроков, имеющих производство в России, появился шанс завоевать часть рынка.
Модули компании Kometos позволяют перерабатывать биоотходы в мясо–костную муку и мясо–костный жир, которые используются при производстве в первую очередь кормов для домашних животных (20–30% от общего объема ингредиентов) и комбикормов (10% и меньше).
Рынок кормов для животных в России составляет 87 млрд рублей в год. 80% рынка — у международных компаний Mars и Nestle Purina, менее крупные компании — "Аллер Петфуд" и "Раритет".
Крупные импортеры мясо–костной муки — европейские Dat и GePro. Их продукция в основном используется при производстве премиальных кормов. Российская мясо–костная мука чаще применяется при изготовлении кормов масс–маркета и экономсегмента. Эту продукцию выпускают в том числе холдинги "Мираторг", "Белая птица".
У нас есть собственное производство мясо–костной муки на нашей птицефабрике "Ударник", но мы также закупаем эту продукцию и у сторонних производителей. Еще 5 лет назад на рынке был дефицит мясо–костной муки отечественного производства и производители кормов закупали эту продукцию в Европе. Однако за последние годы российские компании научились производить качественную мясо–костную муку, сейчас в основном это продукт местного производства. Хотя до сих пор не все местные производители могут обеспечить стабильное качество продукции. Если новая компания предложит качественную продукцию по цене ниже, чем у европейских предприятий, то мы можем рассмотреть возможность работы с ней.
Дмитрий Кулыгин
руководитель ЗАО "Гатчинский комбикормовый завод"
Использование мясо–костной муки наиболее актуально при производстве сухих кормов для животных — в них мясо–костная мука является одним из источников белка. Что касается комбикормов, то тут использование мясо–костной муки незначительно. Производители кормов пока привыкли закупать эту продукцию за границей, правда, сейчас это становится все более накладно из–за роста евро. Поэтому в принципе мы можем говорить об импортозамещении в секторе производства ингредиентов для кормов, в частности мясо–костной муки. Однако тут очень много тонкостей, поэтому я не могу с ходу оценить, будет ли пользоваться спросом продукция нового предприятия и будет ли она интересна производителям кормов.
Сергей Вааль
председатель совета директоров Волховского комбикормового завода