В ближайшие годы 2 млн работников транспортной отрасли России потеряют работу

Автор фото: Шамуков Руслан/ТАСС

Президент Superjob.ru уверен, что через 20 лет российская транспортная отрасль лишится 2 млн человек из-за беспилотников. Но не исключено, что в дело вмешается административный барьер, который затормозит внедрение автопилотируемого транспорта.

Президент Superjob.ru Алексей Захаров прогнозирует резкий рост безработицы на транспорте в ближайшие два десятилетия: 2 млн человек потеряют работу. А это почти половина тружеников транспортной отрасли — всего их 4,5 млн человек.
По мнению Алексея Захарова, работу потеряют почти все водители общественного транспорта, курьеры, водители–экспедиторы, персональные водители, водители погрузчиков, дальнобойщики. Их оставят без работы беспилотные транспортные средства.
Патриотам, редко выезжающим за пределы родины, такие рассуждения покажутся, мягко говоря, утопическими. А если бы они посетили Роттердам в 2014 году, то смогли бы видеть, как там по специально выделенной дороге курсируют беспилотные микроавтобусы на электрической тяге. К началу февраля этого года микроавтобусы начали ходить на востоке Нидерландов между городами Вагенинген и Эде. Причем этим транспортным средствам уже не нужны ни специальные трассы, ни выделенные полосы, они прекрасно ориентируются на дорогах общественного пользования.
О запуске подобных проектов уже заявили в Италии, Германии, Сингапуре. Да что там Европа, даже в России наконец–то начали экспериментировать с автопилотируемым общественным транспортом. Правда, пока только железнодорожным. Три автоматических поезда пройдут испытания на московской кольцевой линии метро в 2016 году. А еще по Москве хотят запустить и беспилотные трамваи.
Так что смелые прогнозы Алексея Захарова о грядущей массовой безработице в транспортной отрасли не безосновательны. Вот только о сроках можно поспорить. Не учитывает уважаемый эксперт человеческого фактора, точнее даже сказать, чиновничьего.
Представьте себе: на дорогах одни беспилотники, ездят четко по правилам, скорость не превышают, пешеходов не давят, так синхронизованы друг с другом, что пробок нет.
Кто будет покупать права? Никто. Кто будет ездить в нетрезвом виде за рулем? Никто. Нетрезвый собственник транспортного средства из салона авто будет весело наблюдать за сотрудником ГИБДД, как тот тоскливо созерцает потоки самодвижущихся тележек. Страшный сон инспектора ДПС — ГИБДД упразднили.
Полагаю, создателям беспилотников может оказаться не под силу преодолеть административные барьеры даже за 20 лет. Трамваи беспилотные, вагоны метро — это пожалуйста, в любом количестве. Легковой, грузовой транспорт — извольте не спешить. Мало ли что вдруг случится, например авария. Кто виноват? Кого наказывать? Сначала придумайте, как контролировать и за что наказывать беспилотные грузовики и легковушки, а потом выпускайте их на дороги. Не могут надзорные органы без работы остаться в результате прогресса. Мысль об армии безработных сотрудников ГИБДД даже Алексей Захаров не допускает в своей футуристической зарисовке. Зато, по мнению эксперта, люди перестанут покупать традиционные машины с педалями и рулем, а значит, работу потеряют все, кто занят в сегодняшнем автобизнесе, начиная от инструкторов по вождению, заканчивая сотрудниками автомобильных СМИ. Зато успех ждет, например, компании, которые будут страховать ответственность производителей программного обеспечения для беспилотных транспортных средств.