В 2015 году петербургский экспорт обрушился на треть

Несмотря на поддержку государства, объемы петербургского экспорта в 2015 году рухнули на треть. Обвал был бы еще существеннее, если бы не удачные зарубежные контракты городских машиностроителей.

Государственная поддержка промышленности, как выяснилось по итогам 2015 года, мало помогла петербургским предприятиям: объем экспорта вместо роста продемонстрировал падение. Ситуация была бы еще хуже, если бы не зарубежные контракты городских машиностроителей.
Большинство петербургских товаров неконкурентоспособны за границей, говорят эксперты. А рост поставок пользующейся спросом продукции (например, российских автомобилей) ограничивается странами–импортерами.

Упали на треть

Сразу после резкой девальвации рубля в конце 2014 года и городские власти, и сами петербургские производители заявили: теперь самое время наращивать экспорт российской продукции. Еще больше их убедило в этом стремительное падение покупательского спроса в 2015 году — он снизился на 10–50% в зависимости от категории товаров. Но, несмотря на выгоду от продажи товара за границу за подорожавшие вдвое доллары и евро, объемы петербургского экспорта в 2015 году существенно упали — на 32% по сравнению с результатами 2014–го, до $13,8 млрд (–32%).
Общее падение было бы еще более ощутимым (на 37%), если бы не успехи машиностроения: в 2014–2015 годах заводы заключили несколько крупных контрактов, что обеспечило отрасли рост экспорта почти на 25%, до $2,1 млрд. Так, Ижорские заводы получили контракты Росатома на производство оборудования для АЭС на Тайване, в Индии и т. д. "Силовые машины" заключили в 2015 году соглашение о строительстве ТЭС "Лонг Фу–1" во Вьетнаме. Остальные же товары потеряли до половины объемов продаж.

Лекарства и трактора

Некоторые петербургские производители наращивают объемы своих зарубежных поставок и выходят на новые для себя рынки. Так, хорошо идут дела у предприятий городского фармкластера ("Полисан", "Биокад", "Герофарм"). Все они заявили, что наращивают поставки продукции за рубеж. Правда, не уточнили объемов. Компания RedFox (выпускает спортивную одежду и снаряжение) в этом году начнет продавать свои товары в Китае и Германии. До этого фирма открыла фирменные магазины в Швейцарии, Непале и США, поставляет альпинистское снаряжение в Норвегию, Гренландию, Чили, Индию, Англию, Чехию, Киргизию и Казахстан. Сейчас ведет переговоры о продажах в Корее и Японии. Объем экспорта в компании не называют.
Петербургский тракторный завод (входит в группу "Кировский завод") прошлой осенью заключил соглашение о поставке в Чехию 20 тракторов.
Производители колючей проволоки (в Петербурге крупнейший — "Корда") увеличили экспорт в 2015 году почти на 26%, так как выросли цены на эту продукцию за рубежом.

Единичные успехи

Однако эти успехи пока единичны. "Наши товары не конкурентны на зарубежных рынках. Большинство из них находятся в тех же нишах, что китайские: бытовая техника и приборы, товары для дома и другие. Чтобы нашим подвинуть китайцев, нужно активно продвигаться, участвовать в выставках, выстраивать все цепочки с нуля. А это большие затраты и время", — говорит Андрей Скворцов из ГК "ФПГ Инвест".
Начало производства новой продукции всегда сопряжено с серьезными инвестициями, что удорожает товар, и он еще больше проигрывает зарубежным аналогам. Например, петербургский трубный завод ФТК "Ростр" в 2013–2014 годах вложил в свою модернизацию $200 млн, рассчитывая окупить инвестиции за счет российских и зарубежных заказов. Однако эти надежды не оправдались: российский рынок упал на 30–40%, а логистика экспортных поставок трубной продукции очень сложна и накладна, поясняет гендиректор компании PHfactor Денис Максимов. В итоге прошлой осенью ФТК закрылась.
Петербургские автосборочные заводы потеряли значительную часть экспортных продаж из–за политического конфликта с Украиной и введения утилизационного сбора на автомобили в Казахстане и Белоруссии, являющихся крупнейшими традиционными покупателями российских легковушек. Ford в Казахстане подорожал из–за сбора на $2,5 тыс., и спрос на российские авто в этой стране упал. Правительство Казахстана ввело эту заградительную меру, чтобы поддержать свой автопром, у которого начались проблемы, когда казахи принялись массово скупать подешевевшие из–за ослабевшего рубля российские машины.
В итоге экспорт российских легковых машин в 2015 году упал на 25%, автопроизводителям теперь приходится рассчитывать в основном на Ближний Восток и Африку. Но для переориентации на новые рынки нужно время.
Чтобы поддержать зарубежные продажи, Смольный в сентябре 2015 года открыл Центр экспорта (ЦЭ). На его работу из бюджета выделено 7 млн рублей. Он бесплатно консультирует бизнесменов по вопросам зарубежного законодательства и таможенного регулирования, помогает с переводами документов, готовит маркетинговые исследования. Однако пока большинство клиентов ЦЭ (всего в базе центра около 30 компаний) — уже действующие экспортеры. В центре рассчитывают, что предлагаемые услуги позволят в 2016 году существенно расширить число поставщиков.
У современных российских производителей хороший потенциал для развития экспорта. Наш завод и площадки наших коллег по петербургскому фармкластеру ("Герофарм", "Биокад", "Вертекс") отвечают всем международным требованиям и ведут активную внешнеэкономическую деятельность. Наши планы по расширению экспорта в большей степени реализованы: увеличен товарооборот с Вьетнамом, Монголией. Результат работы в Туркменистане превзошел ожидания в несколько раз. Неплохие цифры показали Казахстан, Киргизия и Узбекистан. Наша отрасль хоть и небольшая в рамках российского ВВП, но потенциал у нее значительный.
Дмитрий Борисов
коммерческий директор ООО "НТФФ "ПОЛИСАН"
Продукция российских производителей мебели стала очень конкурентной за рубежом, особенно благодаря обвалу рубля. Но начать экспорт на следующий день после девальвации невозможно. Это длительный процесс, и помощь государства здесь очень важна. Пока трудно судить об эффективности петербургского Центра экспорта. Мы являемся его клиентами. Главное, чем государство может помочь производителям, — софинансирование участия в международных выставках, конференциях (это очень дорогостоящие мероприятия), налаживание связей с торговыми представительствами зарубежных стран. Если эта помощь будет, экспорт начнет расти.
Александр Шестаков
генеральный директор Первой мебельной фабрики