Итоги "Биржи стартапов" №16

Автор фото: Валентин Беликов

Шестнадцатая "Биржа стартапов" поразила инвесторов как неожиданно амбициозными проектами, так и излишне скромными запросами. Фаворитами инвестиционной гонки стали два проекта: мультфильм студии анимационного кино "Белый шар" и приложение для логистики ServiceTraffic.

Мартовскую биржу стартапов открыл проект Animalbook, представив социальную сеть для владельцев домашних животных собственной разработки. Площадка, предполагающая общение между заводчиками питомцев, открылась несколько дней назад и, по словам ее создателя Анатолия Чугунова, остро нуждается в продвижении. Демонстрируя интерфейс сайта, пестрящий газонами и счастливыми собачниками, предприниматель подробно описывал преимущества стартапа. "Кому проект будет интересен?" — задал сам себе вопрос Анатолий Чугунов, вдохновенно рассказывая о крупных рекламодателях типа Whiskas, которые могут заинтересоваться узко таргетированной рекламой.
"Да, кому?!" — насмешливо спросил кто-то из экспертов. Жюри в число заинтересованных инвестициями в тематическую соцсеть про животных явно не входило. Напряженная, как хмурое петербургское небо, публика была готова разразиться вопросами. Главный вопрос, пожалуй, можно было сформулировать так: "Нужна ли пользователям такая сеть и будут ли они ей пользоваться?"
Однозначного ответа не было, однако доказательства как за, так и против то и дело выдвигались: с одной стороны, на рынке есть тематическая соцсеть, например, для родителей Littleone, популярная и зарабатывающая деньги, с другой стороны, не такие уж и большие. Вспомнились и многочисленные попытки запустить аналогичные сети несколько лет назад. Ни один из этих проектов до сегодняшнего дня не дожил: тоже показатель.
“Специалистов в этой области немного, а обычным любителям животных достаточно форумов”, — рассудил Виталий Млынчик, президент группы компаний Quadro Electric, и привел в качестве примера собственную супругу, которая, будучи хозяйкой самоедской лайки, обменивается фотографиями питомца с друзьями в обычных, не профильных соцсетях. На этот пассаж молодой предприниматель сбивчиво отреагировал описанием функций геолокации, позволяющей обнаружить владельцам животных единомышленников и соседей.
“Да почему вы просто не скажете: Виталий Иванович, вы мне не нужны! В России и так 80 млн владельцев животных”, — не выдержал Виталий Новиков, управляющий директор “Университета продаж”. Но обсуждение проекта резко завершил Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив, критически отметив, что перспективы проекта стремятся к нулю: “Попробуйте коллегам представлять команду. Вы всегда выступаете один и уверены, что все умеете. Данные, которые вы дали по рекламном рынку, говорят, что не слишком вы в нем разбираетесь. Эти цифры ни к перспективам проекта, ни к его текущему статусу отношения не имеют”.
"У проекта отсутствует модель бесплатного привлечения клиентов, по которой, собственно, и работают соцсети. А без этого популярную сеть построить будет практически невозможно", — отметила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
Оказалось, что стартап Animalbook предстал перед некоторыми членами жюри не в первый раз, однако, по словам бизнесменов и председателя Санкт-петербургской ассоциации бизнес-ангелов Луизы Александровой, ключевой рекомендацией “прислушиваться к советам инвесторов” Анатолий Чугунов решительно пренебрег.
Космические суммы
Второй спикер "Биржи стартапов", представитель студии анимационного кино "Белый шар" Андрей Козырев попробовал увлечь инвесторов описанием нашего общего космического будущего. Его мультипликационный сериал “Академия Косми” весело и доступно рассказывает детям о том, как земляне вышли за пределы Солнечной системы и в специальных академиях осваивают профессии, связанные с космосом.
Первая часть первого сезона сериала уже отснята, собственники вложили в проект 96 млн рублей и вышли на "Биржу", чтобы найти еще 208 млн на производство остальных серий, запуск в прокат и маркетинговую кампанию. Как объяснил Андрей Козырев, выпуск одной серии стоит 5,5 млн рублей. Рассказав о ключевых для инвестора аспектах, представитель проекта показал заинтригованным членам жюри тизер своего сериала. Эксперты высоко оценили качество и проработку показываемых кадров. Мультфильм создается по собственной технологии, рожденной внутри студии "Белый шар". Главные герои перерисовывались множество раз, исходя из данных фокус-групп, которые авторы проекты проводили среди детей — целевой аудитории сериала.
“А это кто синий?” — поинтересовались бизнесмены, указывая на гуманоида. “Аватар!” — уверенно отозвался Виталий Новиков. Однако вскоре инвесторы сменили шутливый тон на деловой. “Сложно судить по тизеру, понравится ли сериал детям. Необходима пилотная серия”, — сомневался Юрий Сулягин, владелец ТРК “Атлантик-Сити”. “Мы не хотим стать заложниками ситуации, когда студия снимает пять серий и их крутят полгода”, — сопротивлялся Андрей Козырев, настаивая на том, что сначала необходимо подготовить достаточное количество материала, а потом уже идти к прокатчикам. Тем более что планы у проекта — покорить не Россию, но вместе с ней весь мир. "Давно пора переснять "Тайну третьей планеты!" — уверенно резюмировала Мария Евневич, председатель совета директоров "Максидом". По итогам голосования проект "Академии Косми" занял лидирующие позиции, приглянувшись большинству инвесторов. Никто из них не принял окончательного решения сотрудничать со студией, но некоторые представители жюри не исключают такой вероятности.
"У проекта есть хорошие шансы поднять зарубежные инвестиции. Это интересный и яркий проект, обязательно надо пробовать, — заметила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия". — Как таковых инвестиционных и венчурных фондов в России с фокусом на индустрию развлечений я особо не знаю. В игровую и мультипликационную продукцию чаще всего инвестируют крупные корпорации из игровой и анимационной индустрии. Возможно, надо поискать деньги там".
Счастье для музыкантов
"Никто, кроме нас, не предлагает на российском рынке ничего нового вот уже 50 лет", — такими словами представитель следующего стартапа под названием "Аскор" с легкостью заинтриговал жюри. Вячеслав Чернов также легко озадачил жюри и суммой предполагаемых инвестиций: проекту сейчас требуется 480 млн рублей, в том числе на закупку оборудования, производство и расширение штата предприятия.
"Профессиональное акустическое оборудование, коммерческое оборудование и домашнее — наша фирма занимает все три сегмента" — такое заявление представителя проекта вызвало вполне резонный вопрос одного из инвесторов: "А не многовато ли вам?" Он, впрочем, не смутил команду "Аскор", которая пустилась в долгие технические описания показателей динамиков. Чтобы показать свое главное конкурентное преимущество, проект организовал демонстрацию возможностей своего оборудования, которое уже целый год продается на рынке.
Члены жюри с готовностью перебрались на сторону, противоположную от выставленных колонок, чтобы не упустить ни единого звука. Поминутно зал пронизывали то мелодичный женский вокал, то ритмичные барабанные партии, инвесторы застыли, пытаясь проникнуться новым способом воспроизведения звука. Судя по их лицам, опытом жюри остались удовлетворены. Особенно проектом заинтересовалась Луиза Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов", заявив, что смогла бы сотрудничать с "Аскор", если те изменят условия. Контакты проекта, впрочем, она попросила уже сразу после мероприятия.
Вопросов больше, чем ответов
Как оказалось, нет в России и аналогов электронным аукционам на рынке вторичной недвижимости. Виктория Лангуева представила жюри сервис "Дом рядом", который родился на базе ее агентства недвижимости. Сервис позволяет приобретать недвижимость путем торгов и это жюри оценили, но вопросы вызвала система проверки собственников. "Так как вы проверяете участников торгов? Лично или по почте?", "А если я приезжаю в квартиру, а она убитая? А если я вовсе не владелец, а сам пересдаю жилплощадь?" — вопросов у инвесторов было много.
"У нас работают профессионалы и есть своя техника проверки", — уверяла скептиков Виктория Лангуева, однако так и не смогла справиться с сомнениями инвесторов. "Вы просите достаточно большие деньги на том этапе, на котором находитесь, и хочется понять, умеете ли вы с этими деньгами работать?" — объяснил девушке нападки инвесторов Николай Страх, представитель ФРИИ.
Виктория было обнадежила собравшихся, что в сервис уже было вложено 7 млн рублей, и они уже успешно вернулись к инвестору. Однако вскоре выяснилось, что деньги были вложены не в сервис, а в агентство недвижимости. И хотя одно без другого не может существовать, команда и там и там одна, а у молодой предпринимательницы уже есть положительный опыт работы с инвестором, бизнесмены единодушно сошлись в мнении, что инвестировать в сервис рано. Почитать описание проекта можно тут.
Действительно полезная реклама
"Вы идете по зимнему парку и подумываете о том, что гулять уже холодно и пора перемещаться в тепло. И тут на ваш телефон приходит уведомление: "Мороз дает о себе знать? На выходе из парка, в 500 метрах от вас, есть кафе, где тебя ждет теплый глинтвейн. Поверьте, конверсия такого уведомления просто зашкаливает", — примерно так рассказывал о принципах действия своей технологии представитель 402Targeting Андрей Кравцов. Его рекламный сервис для мобильных устройств, работающий по принципу контекстной рекламы, уже работает в Петербурге. Для быстрого развития ему нужно 41,5 млн рублей.
Жюри оценило преимущества проекта: рекламодателем может стать любой, содержание сообщений можно легко менять, пользователь может сам настроить фильтр, какие именно товары и услуги ему интересно получать. Конверсия своевременных рекламных сообщений и правда, должна быть хороша, рассудили эксперты.
Интересно, что сервис работает даже без подключения абонента к GPS. "И даже если выключен Wi-Fi", — уточнил Андрей Кравцов. "И даже телефон", — лукаво улыбнулся Виталий Новиков, управляющий директор Университета продаж. Увы, эту технологию еще предстоит придумать.
Команда проекта собирается в дальнейшем выйти с 402Targeting на международный рынок, а инвестиции им нужны, чтобы оторваться от потенциальных конкурентов. Неудовлетворенный рассказом о технических деталях проекта, Николай Страх традиционно поинтересовался более детальной статистикой. Предприниматель в ответе, к сожалению, не преуспел: проект начал работу только в феврале и о релевантной статистике можно будет говорить лишь спустя пару месяцев.
"402targeting: очень нужен customer development. Для получения инвестиций проекту нужны метрики инсталляций, установок и использования", — заключила Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
Меж тем инвестиции, которые требуются проекту, могут сильно сократиться. Об этом представитель проекта заявил "ДП" в начале этой неделе, то есть после того как выступил на "Бирже стартапов" в ресторане "Rыба". "Мы ведем переговоры с несколькими десятками инвестфондов со всей России, в основном с москвичами, — рассказывает Андрей Кравцов. — Один из фондов познакомил нас со своим портфельным проектом, который разрабатывает технологию построения портретов пользователей, исходя из их геоданных. Данный стартап предоставляет нам интеллектуальные компентенции в рамках партнерских соглашений, что позволяет снизить стоимость разработки версии 2.0 в несколько раз относительно запланированных 41,5 млн рублей".
Умная программа
Последний стартап ServiceTraffic запомнился жюри больше всего. Благодатной была и тема проекта — решение главной боли большинства логистических компаний, убедительны были и цифры в презентации. "Требуемые инвестиции от 1,5-2,5 млн рублей, предлагаемая доля инвестиций 30-40%, окупаемость — год", — лаконично резюмировал представление своего проекта Андрей Шусталов.
На этот раз бизнесмены поразились тому, что проекту нужно так мало при довольно внушительной доле, которую получает инвестор. "Потому что больше и не нужно", — прямо ответил выступавший. Он объяснил, что для развития проекта часть денег у команды есть. ServiceTraffic появился, благодаря попытке решить собственные задачи: у предпринимателя десятилетний опыт работы в транспортно-экспедиционной деятельности.

"На данный момент у нас уже 20 клиентов", — подытожил представитель проекта. "И ни один не соскочил?" — уточнил Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург". "Ни один, это специфика рынка", — ответил Андрей Шусталов. "Почему только 20?" — резонно спросили инвесторы. Ответ был им непонятен: "Потому что если их будет 50, мы просто закопаемся, с каждым ведь нужно работать".
В итоге выяснилось, что деньги соискатель инвестиций планирует потратить на разработку следующей версии ПО и продающего сайта, который поможет увеличить продажи без сильной нагрузки на команду. Под конец презентации Андрей Шусталов признался, что проектом уже заинтересовался отраслевой инвестор. Это лишь подстегнуло любопытство инвесторов "Биржи стартапов".
“То есть деньги вам уже не нужны?” — удивилась Луиза Александрова, председатель НП "Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов". "Переговоры пока не завершились, так что нужны", — закончил выступающий. "Вы подстраховываетесь, понятно, молодцы", — ответила она.
После выступлений началась неофициальная часть мероприятия, позволившая инвесторам и спикерам обсудить проекты и обменяться контактами. Собравшиеся явно остались довольны новыми знакомствами.
Принять участие в апрельской "Бирже стартапов" можно, прислав описание проекта на startup@dp.ru до 12 апреля.