Как в Петербурге открыть агентство недвижимости за пять шагов

Автор фото: Валентин Беликов

Начав как менеджеры по продажам, Павел Антонин и Илья Понеделко доросли до собственного агентства недвижимости с выручкой около 20 млн рублей в год. Вкладывая все заработанные средства в развитие, они собираются через 5 лет стать одними из лидеров рынка, а затем открыть при агентстве строительную компанию.

Предприниматели Павел Антонин и Илья Понеделко начинали карьеру рядовыми менеджерами по продажам и познакомились, работая в одной компании агентами по недвижимости.
Постепенно оба росли в должности, а в 2013 году решили основать собственную компанию "Квадрат".

К собственной стройке

Около 100 тыс. рублей накопленных средств ушло на аренду небольшого офиса, закупку оргтехники и мебели. "Мебель была подержанной, я до сих пор помню, как мы оттирали ее каким–то жутким химическим раствором", — вспоминает Павел Антонин. Несколько месяцев владельцы компании работали вдвоем, клиентов приводило сарафанное радио. Хотя некоторые после первого визита в офис уходили, решив, что компания слишком несолидная. Всю прибыль предприниматели вкладывали в развитие, и теперь, спустя 2 года, в компании 10 сотрудников, а годовая выручка превышает 20 млн рублей. Офис тоже поменяли — теперь фирма работает в помещении площадью около 100 м2, на его ремонт потратили около 250 тыс. рублей.
"Мы считаем, что главный актив — сотрудники, их важно обучать, ценить; ведь если бы к нам на предыдущей работе прислушивались, может, мы и сейчас были бы там", — говорит Павел Антонин. Он рассказывает, что выходить на этот рынок стоит только в том случае, если это действительно любимое дело: в городе более тысячи агентств недвижимости, и участники рынка нередко используют не совсем честные методы привлечения клиентов и борьбы с конкурентами. Например, агенты часто называют покупателю более низкую цену квартиры, рассказывают о несуществующих вариантах, чтобы заставить приехать в офис. Или, наоборот, завышают цену, а разницу забирают себе.
Из–за особенностей рынка на рекламу уходит до 60% бюджета — в основном это продвижение в Интернете. Сарафанное радио теперь приводит всего около 5% клиентов. Более трети затрат — это аренда офиса и зарплаты (причем учредители компании назначили зарплаты и себе, а не только персоналу, а всю прибыль, которая составляет около 10% выручки, инвестируют в развитие). Остальное — текущие траты — перепланировки, расходные материалы и др.
В основном компания работает с застройщиками, стараясь избегать вторичного рынка: "Нам не приходится брать деньги с клиентов — мы получаем комиссию от строительных компаний, к тому же методы продаж на вторичном рынке не прозрачные".
В планах предпринимателей — постепенно автоматизировать бизнес.
Обучать сотрудников работе в программах, которые позволят не изучать многостраничные базы данных и быстрее находить варианты, договариваться с банками о подаче удаленных заявок на ипотеку и др.
В перспективе 5 лет партнеры собираются открыть строительную компанию. "Мы работаем в сфере услуг, а хочется делать еще и что–то осязаемое, постепенно мы разбираемся в тонкостях рынка", — поясняет Павел Антонин.

Искать ниши в сети

Объем продаж на первичном рынке массового жилья Петербурга — около 200 млрд рублей. Агентствам достается комиссия 1–2%.
С января по сентябрь 2015 года спрос на квартиры снизился на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, сообщает Knight Frank. "Несмотря на это, кризис не перестал быть возможностью занять освободившиеся ниши или создать свои, — считает Дмитрий Михалев, глава службы по работе с госорганами "СПб Реновация". — Вопрос лишь в концепции бизнеса: просто услуг по покупке–продаже жилья уже недостаточно".
В прошлый кризис, добавляет он, на рынке появлялись новые методы работы с клиентами и застройщиками, усилился сегмент продаж в новостройках. Сегодня перспективы новых игроков могут быть связаны с IT–технологиями.