Рост тарифов поможет "Ленэнерго", но сведет к нулю эффект от инвестиций бизнеса

Резкий рост тарифов на передачу электроэнергии должен поддержать экономику "Ленэнерго", но сводит к нулю эффект от многомиллиардных инвестиций бизнеса в энергосбережение.

За 2015 год комитет по тарифам Смольного повысил тарифы на передачу электроэнергии для коммерческих потребителей более чем вдвое. В 2016–м рост составит еще как минимум 15%. Передача составляет около половины всей стоимости электроэнергии, поэтому в итоге расходы предприятий на ее оплату увеличились за год на 37%. Бизнесмены называют резкий рост тарифов катастрофическим: из–за экономического кризиса многие из них потеряли большую часть прибыли, а тарифный скачок заставит их работать в минус и сделает неокупаемыми их затраты на энергосбережение.

Президентский наказ

По данным предпринимателей, за год с 1 января 2015 года по 1 января 2016–го расценки на передачу электроэнергии выросли с 426 рублей за 1 кВт•ч в месяц до 946 рублей. Ставка за содержание электросетей за тот же период подскочила с 520 тыс. рублей за 1 МВт в месяц до 946 тыс. Предыдущее серьезное повышение тарифов на передачу электроэнергии (на 30%) произошло в 2013 году. Но тогда были установлены новые, более выгодные для потребителей правила работы на розничном рынке электроэнергии, к тому же бизнесмены активно взялись за энергосбережение, и резкое повышение расценок не нанесло им большого вреда.
В течение 2014 года тарифы не менялись, поэтому 2015–го все ждали с тревогой. Опасения оправдались: с 1 мая тарифы на передачу электричества скакнули на 43%, а в декабре еще на 46%. В пресс–службе "Ленэнерго" заявили: "Вопрос установления тарифов относится к компетенции регулятора". В комитете по тарифам сообщили: тарифы сформированы исходя из экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки предприятия во исполнение поручений президента РФ по улучшению финансово–хозяйственной деятельности "Ленэнерго".
В начале 2015 года Федеральная служба по тарифам предписала Смольному скорректировать тарифы компании — они были экономически не обоснованы. Так, город на треть завысил заявленную мощность присоединенных к электросетям потребителей (учитывается при расчете валовой выручки предприятия и тарифов). В итоге фактической выручки "Ленэнерго" не хватало на обслуживание потребителей. С этим и был связан резкий скачок тарифов, объясняют в "Ленэнерго".

"Мы очень возмущены"

Цены на коммунальные ресурсы растут ежегодно, но такого резкого повышения тарифов на электричество еще не было, признают бизнесмены. "Для нас как для владельцев коммерческой недвижимости такое повышение — катастрофическая ситуация, поскольку стоимость аренды не растет, иногда снижается, а затраты на содержание здания возрастают, есть же еще проценты по банковским кредитам", — сетует председатель совета директоров ассоциации "Управляющий холдинг "Адамант" Дилявер Меметов. В результате компании не хватает операционной прибыли: раньше она была минимальной, теперь "Адамант" работает в минус, не хватает средств на обслуживание объектов, а арендаторы вынуждены на 15–20% поднимать стоимость товаров. По его словам, доля затрат на электроэнергию доходит до 70% в совокупных затратах на коммунальные услуги. "Мы очень возмущены данной ситуацией и находимся в замешательстве, не знаем, как действовать дальше", — говорит Меметов.
В FortGroup отмечают: доля платы за электричество в затратах на содержание объектов компании составляет 54%. Снизить эти затраты FortGroup не может: работу всех инженерных систем торгово–развлекательных комплексов уже оптимизировали в предыдущие годы. Дальнейшее сокращение затрат на электроэнергию приведет к снижению уровня безопасности и комфорта посетителей. "Какой у нас может быть выход из данной ситуации? Только перекладывать часть нагрузки на наших арендаторов, которым и так нелегко в текущих рыночных условиях", — говорит глава FortGroup Максим Левченко.

Тарифный популизм

Городские промышленники возмущены: в Петербурге цены на энергоносители формируются по непонятному и непредсказуемому принципу. Рынок пытается приспособиться к этим правилам, но пока это получается плохо, делится заместитель управляющего "ЛСР. Стеновые материалы — Северо–Запад" Владимир Логинов. В тарифном плане петербургских заводов "Аэрок" и "Победа" транспортировка электроэнергии занимает 47–50% всей платы за электричество. "Повышение платы за транспортировку увеличивает общие расходы на электроэнергию на 25%", — подсчитал Владимир Логинов.
В Nokian Tyres сообщили: чтобы снизить зависимость от тарифов, компания с каждым годом увеличивает собственную генерацию электроэнергии.
"У нас и так сложно вести бизнес: административные барьеры, дорогая рабочая сила. Плюс еще рост цен на энергоносители. Это делает петербургский бизнес неконкурентоспособным. Рост тарифов съел всю нашу выгоду от проведенных мероприятий по энергосбережению", — отмечает президент "Ленполиграфмаша" Кирилл Соловейчик. Платежи для населения заморожены, а для предпринимателей резко повышаются — такой популизм разгоняет инфляцию, считает он.
Бывший глава "Ленэнерго" Андрей Сизов (назначен в июне 2015–го, досрочно уволен в декабре, сейчас обязанности гендиректора исполняет Роман Бердников) пошел навстречу промышленникам, говорит Соловейчик. "Мы составили план для промпредприятий, чтобы хоть частично снизить негативное влияние повышения тарифов. Будет ли новое руководство "Ленэнерго" выполнять этот план, неясно. Пока контакта с ним нет", — говорит он.

Операция "Спасение"

Предприниматели убеждены, что за их счет "Ленэнерго" поправляет свое финансовое положение, пошатнувшееся за те годы, что компанией руководил Андрей Сорочинский (2010–2015). В январе 2015 года совет директоров досрочно прекратил его полномочия. Выяснилось, что компания на грани банкротства с просроченным долгом 86 млрд рублей. В декабре 2015 года было объявлено о допэмиссии акций компании в размере 132 млрд рублей, которая завершится в декабре 2016–го. Часть акций (на сумму 15 млрд рублей) достались Смольному, оплатившему покупку вложением в уставный капитал "Ленэнерго" двух принадлежащих городу компаний — "Санкт–Петербургские электрические сети" и "Петродворцовая электросеть". Еще 32 млрд рублей допэмиссии оплачено за счет федерального облигационного займа.
Это не покроет всех долгов и прочих расходов "Ленэнерго". С этим и связано решение повысить доходы монополиста за счет роста тарифов, убеждены бизнесмены. "Зная, с какими проблемами столкнулось "Ленэнерго", все понимают, что кому–то нужно эти проблемы компенсировать. Жаль только, что неэффективное государственное управление в итоге перекладывается на плечи предпринимателей и ударяет по кошелькам обычных потребителей. О какой поддержке бизнеса со стороны власти в этой связи вообще может идти речь?" — недоумевает Максим Левченко.
Повышение тарифов на электроэнергию неизбежно приведет к росту себестоимости жилья. При этом адекватно повысить стоимость жилья для конечных потребителей, учитывая сегодняшний экономический кризис, застройщики вряд ли смогут. В условиях, когда доходы населения снижаются, а цены на недвижимость остаются на текущем уровне, любое повышение тарифов сказывается на доходности бизнеса. В последнее время она уже и так заметно снизилась. Таким образом, от подобных действий пострадает и бизнес, и впоследствии конечные покупатели.
Алексей Гусев
коммерческий директор "Главстроя–СПб"
Все заклинания властей о том, что они развивают промышленность, разбиваются о постоянно меняющиеся правила игры и все время растущие тарифы. При этом власти продолжают говорить, что для промышленников выгодна девальвация рубля, что создаются условия для импортозамещения. Но на деле мы видим, что невозможно прогнозировать многие издержки, а значит, и строить планы развития. Можно только развести руками. Эти эксперименты над бизнесом, видимо, будут продолжаться и дальше. Не удивительно, что пятый месяц промышленное производство падает.
Сергей Цыбуков
президент НПО по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды"